Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ПЕРЕПОДГОТОВКЕ КАДРОВ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

В.В. Пациорковский

Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН
Москва

Распространение интернет-технологий в системе непрерывного образования, в том числе в части переподготовки кадров гуманитариев науки и высшей школы весьма актуально. Поэтому использование для этих целей специфически сетевых форм организации учебного процесса, таких как виртуальные лаборатории (группы) исследовательского и образовательного характера, может рассматриваться как шаг в правильном направлении. Одновременно, исходя из собственного многолетнего опыта работы во всемирной паутине, считаю необходимым высказать несколько замечаний и предложений. Прежде всего, два замечания общего характера.

Первое относится к получающей все более широкое распространение практике по установлению возрастного ценза (до 40 лет) для соискателей стипендий и грантов, желающих повысить возможности оперирования в Сети. Такого рода политика «поддержки молодежи» в науке и образовании может иметь весьма негативные последствия. Связано это с тем, что как в образовании, так и тем более в науке отсекать лиц старше 40 лет, которые в ближайшие много лет будут принимать решения в профессиональной сфере, от возможности приобщения к мировым сетям не совсем продуктивно для их настоящего и будущего.

Напротив, считаю необходимым создавать проекты, способствующие росту заинтересованности в компьютеризации руководящего звена гуманитариев. В плане личного владения навыками использования современных технологий это сейчас самая отстающая страта, но она весьма могущественная в принятии решений. Вряд ли следует обольщаться мыслью, что всем может быть хорошо, когда начальству плохо. Кроме того, в науке и образовании преемственность и сотрудничество поколений имеют исключительно важную роль в плане подготовки кадров высшей квалификации (кандидатов, докторов).

Второе общее замечание относится к организации работ по различным проектам виртуальных лабораторий. Представляется, что «виртуальная реальность» имеет свою как содержательную, так и технологическую специфику. Поэтому всякая редукция к традиционным и желательным для многих участников формам работ и выходам (личные встречи, отчеты, семинары и т.п.) в таких проектах может быстро вести к утрате в них существа дела. Напротив, распространение на эту сферу наработок, уже имеющихся в дистанционном обучении, может иметь положительные результаты.

С учетом сказанного, считаю возможным высказать ряд предложений. В сфере гуманитарных наук подготовка (переподготовка) начинающих пользователей Сети может быть организована по трем основным направлениям.

Первое направление может рассматриваться как нулевой уровень. Задача этого уровня - приобщить как можно больше индивидуальных пользователей и корпоративных структур в образовании и науке к регулярному использованию PC и электронной почты. Стипендии и гранты здесь могут выдаваться либо в форме оплаты электронной почты (для индивидуальных пользователей), либо в форме установки компьютера на кафедре или в отделе (секторе, лаборатории) и оплаты использования электронной почты в течение определенного периода. Здесь полезно требовать гарантий руководства учреждений, самих коллективов и отдельных пользователей в последующем использовании услуг электронной почты.

В качестве основного выхода на этом уровне может быть постоянное участие в течение срока действия гранта (в ритме жизни академической и образовательной систем - это 10 месяцев с сентября по июнь включительно) всех грантополучателей в электронной конференции (конференциях) общего и отраслевого характера, овладение навыкам пребывания в чатах, использования ICQ и т.п. При этом совсем не обязательно оплачивать круглосуточный доступ и соответствующие тарифные планы. Например, в Москве у «Online.ru» при 8 часах свободного доступа в счет абонементной оплаты, а также свободных ночного доступа (с 3 до 9 утра) и круглосуточного доступа в выходные дни оплата, согласно новому тарифному плану, составляет 20 у.е. Более полную информацию по данному вопросу можно получить на сервере http://www.provaider.ru. Таким образом, средний размер гранта здесь может колебаться от 200 до 300 у.е. Отсюда и широта охвата. К сожалению, этих форм поддержки и финансирования пока нет.

По нашим оценкам, сегодня в гуманитарной науке этот уровень прошли примерно 30-40 % работников основного звена. На кафедрах же гуманитарных наук в высшем образовании его прошли максимум от 10 до 20 % преподавателей.

Второе направление может рассматриваться как уровень освоения правил использования Интернета и поисковых систем в нем. Основным выходом здесь могут служить участие в специальных электронных конференциях и подготовка различных отраслевых и внутрипредметных указателей, классификаторов и других разработок, связанных с освоением ресурсов Интернета. Например, еще в 1999 г. в лаборатории в ИСЭПН РАН был подготовлен научный доклад «Социальные проблемы села и АПК в русскоязычном Интернете». В ходе работы над докладом трое научных работников освоили навигацию в Интернете, а главное - все заинтересованные лица в лаборатории теперь знают, что и где лежит в Сети по интересующей нас тематике. Ошибочно полагать, что такую работу когда-нибудь сделают за нас библиографы или программисты. В качестве особого выхода здесь полезно требовать использования ресурсов Интернета при подготовке диссертаций и публикаций (с соответствующими ссылками в текстах и библиографии). Вообще процесс институционализации публикаций в Интернете, равно как и презентаций в Adobe PageMaker или Microsoft Power Point, сильно затянулся. И это, несомненно, ведет к негативным последствиям в их освоении и широком использовании.

По нашим оценкам, сегодня в гуманитарной науке рассматриваемый уровень прошли примерно 15-20 % работников основного звена. В образовании же на кафедрах гуманитарных наук доля освоивших навигацию в Сети вряд ли достигает 10 % общей численности профессорско-преподавательского состава.

Третье направление может рассматриваться как уровень освоения навыков и умений создания и публикации в Сети собственных домашних страниц, сайтов и виртуальных серверов. Этот уровень предполагает работу в веб-редакторах (типа Front Page, HTMLpad, Hotweb и др.), освоения языка разметки гипертекста (HTML), а также программных продуктов, открывающих возможность дизайна и работы с образами и звуком (Adobe Photoshop, Corel Draw и др.). Естественным результатом работы на этом уровне может быть создание профессиональных и корпоративных серверов и сайтов, публикация электронных газет и журналов, книг, статей, докладов, баз данных, учебников и учебных пособий и т.п. Важно при этом добиваться признаний публикаций в Интернете в качестве научных работ, учитываемых при защите научных степеней и присвоении научных званий.

В финансировании трех названных выше направлений полезно учитывать качественный характер первого и третьего направления и промежуточный характер второго. Реальность состоит в том, что в рассматриваемой сфере все начинается с регулярного использования электронной почты. В этом отношении поиск и миграция в Сети при использовании современных средств навигации (Microsoft Explorer, Netscape Communicator и др.) представляют собой как бы естественный и неизбежный следующий шаг при достаточно полном овладении навыками работы с электронной почтой. В то же время от овладения навыками пребывания в Сети до выработки навыков создания собственных серверов и домашних страниц дистанция огромного размера, которую гуманитарии-пользователи преодолевают пока еще весьма и весьма редко.

По нашим оценкам, сегодня суммарно в гуманитарной науке и образовании рассматриваемый уровень одолели около 1 % работников основного звена. В отличие от предшествующих уровней положение дел здесь фиксируется достаточно наглядно и четко. Надежным индикатором в данном случае служит фактически штучная наличность профессиональных корпоративных (кафедеральных, отдельских) и личных сайтов гуманитариев в Рунете.

Более того, на последнем уровне политика в отношении разработок в образовании и науке уже должна быть разной. Вызвано это тем, что, хотя использование Интернета в образовании и в науке имеет многофункциональный характер, целевое назначение самих функций как в том, так и в другом случае имеет существенные различия.

В образовании разработки подобного рода могут и должны быть связаны, прежде всего, с обеспечением учебного процесса.

Проблемы использования возможностей и средств современных Интернет-технологий в образовании становятся все более актуальными. При этом разработка программных продуктов и Интернет-серверов для дистанционного образования намного опережает усилия, прилагаемые для использования подобных продуктов в основной форме получения высшего образования, а именно в очном обучении и непрерывном образовании (см. сервер Министерства образования РФ по адресу: http://www.informika.ru).

Признавая исключительную важность и перспективность дистанционного образования, уместно отметить, что используемые в нем программные продукты и разработки пока еще могут найти лишь ограниченное применение в организации очного обучения. Например, в результате продолжительного отслеживания и поиска на серверах, которые постоянно поддерживают дистанционное образование (http://db.informika.ru/do/news, http://www.link.msk.ru и др.), нам так и не удалось найти в Рунете открытых для бесплатного доступа и использования учебно-методических материалов по социологии. Это совершенно не случайно, так как дистанционное образование развивается, в основном, как платное. И в открытых сетях в разработке, например, виртуальной социологии достигнуты пока еще весьма ограниченные успехи. Достаточно сказать, что в структуре формируемой в настоящее время Российской сети информационного общества (http://www.isn.ru) образовательная функция пока еще вообще не нашла самостоятельного отражения.

В этом отношении относительно продвинутым среди других серверов выглядит сервер социологического факультета такого крупного вуза как, например, СПбГУ (http://www.soc.pu.ru:8101/cp1251/home.html), хотя и там отсутствует более или менее полный комплект учебно-методической документации по профильной дисциплине. В качестве другого примера позволю себе привести персональный профессиональный сайт на сервере МИРЭА (по адресу: http://www.mirea.ac.ru/ekon/sociology.htm).

Хочу еще раз подчеркнуть, что никто не сделает эту работу за самих предметников. Поэтому их надо учить и поощрять делать подобного рода продукты. Нормой здесь может быть грант на публикацию электронного учебника, пособия или всего комплекта учебно-методических материалов по разным дисциплинам.

В науке разработки подобного рода изначально должны иметь многоцелевое назначение, а именно:

Уже реализованными примерами здесь могут служить: в экономике мощный сервер ЦЭМИ РАН (по адресу: http://www.cemi.rssi.ru), а в области социально-экономических исследований сайт Лаборатории социальной инфраструктуры Института социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН РАН). Этот сайт сделан с целью представления в сети результатов научных исследований, выполняемых в структурном подразделении академического института, а также их последующей интеграции в мировое научное сообщество. Сетевой адрес этой страницы: http://www.cemi.rssi.ru/isesp/labinfra.htm.

Одна из важнейших задач в науке сегодня - обеспечение для специалистов различных областей знаний (демографов, историков, социологов, экономистов и др.) комфортного доступа к профессиональным информационным ресурсам Сети. Проблема состоит в том, что эксплуатирующиеся здесь поисковые системы от «Yandex» до «Yahoo» весьма далеки от выполнения подобных задач. Поэтому профессиональный поиск в Интернете все больше и больше начинает походить на кладоискательство.

В связи с этим полезно привлекать отраслевиков, уже бродящих по Сети, к разработке проектов, связанных с отраслевыми каталогами. Подготовка отраслевых веб-разработок, в первую очередь веб-каталогов, - это центральное звено, с помощью которого можно сдвинуть все отрасли гуманитарных и социальных наук в направлении более полного и широкого использования информационных ресурсов Интернета. Видимо, в каждой отрасли науки в ближайшее время появятся специалисты - знатоки отраслевых информационных сетевых ресурсов. Скорее всего, их будут называть веб-библиограф, веб-историк, веб-социолог, веб-экономист. Без этого широкой научной общественности будет довольно сложно освоить полноценное использование сетевых информационных ресурсов.

Среди других способов стимулирования использования сетевых информационных ресурсов в науке можно отметить следующие: организация сетевых исследований, требование сносок и ссылок на сетевые адреса в научных публикациях и диссертациях, признание публикаций в Сети в качестве научных работ, учитываемых при защите диссертаций и др.

Понятно, что для реализации проектов выделенного выше последнего (третьего) уровня уже необходимы личные встречи, семинары, обсуждения и совместные публикации. Пройдя этот уровень, любой предметник вполне может быть аттестован как веб-специалист в своей области знаний (веб-социолог, веб-экономист, веб-историк и т.п.).

Вполне возможно, что пока Минобразования РФ и РАН формализуют этот процесс, по итогам освоения третьего уровня грантодатели могли бы выдавать специальный сертификат. В реализации проектов данного уровня (в связи со сложностью выполняемых здесь задач) вполне уместна кооперация фондов, оперирующих в данной сфере, например, ИОО, МОНФа, Eurasia Foundation и др.

В целом использование интернет-технологий в переподготовке кадров науки и образования может иметь огромное значение для укрепления позиций гуманитарного знания и самих гуманитариев в формирующемся информационном обществе.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Пациорковский В.В. Использование информационных ресурсов в переподготовке кадров науки и образования // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 207-210.

Ориг. URL — http://imsconference2002.spbu.ru/02-r3f34.html