Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Н.В. Курмышев, Н.Н. Семчук, Д.Я. Постельник

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
Великий Новгород

Преподавателями нашего университета создано несколько учебных пособий на электронных носителях для учащихся средней школы. Отличительной особенностью таких учебников является большие возможности для иллюстрации динамических процессов, обычно скрытых от наблюдателя даже во время проведения учебно-исследовательской работы на лабораторных занятиях. Так, например, не в каждой школе имеется оборудование и препараты для демонстрации вариантов движения цитоплазмы в растительных клетках, анатомического строения растительных тканей, зародышей, спор, пыльцы и т.д. А такие процессы, как изменение формы и размеров семян при набухании, движение корней и побегов во время прорастания семян, динамику перемещения в пространстве растущего побега просто невозможно наблюдать без использования специального оборудования. Подобные процессы демонстрируются на мониторе компьютера при изучении соответствующих тем школьной программы с помощью учебников на компакт дисках «Ботаника», «Зоология», использования для обучения информационного WWW-ресурса «Базовые разделы биологии. Интерактивный мультимедиа Интернет учебник».

Особое значение для учащихся средней школы имеет возможность взаимодействия с преподавателями вуза в процессе интерактивного обучения с использованием Интернета. При изучении некоторых тем школьной программы возникают достаточно сложные проблемы, для выяснения которых необходимо прибегать к специальной литературе или обращаться к консультанту. В отдельных случаях даже после использования информации из литературных источников учащимся требуется помощь специалиста. Введение раздела «Справочное бюро» в информационном WWW-ресурсе «Базовые разделы биологии. Интерактивный мультимедиа Интернет учебник» позволяет обращаться с вопросом непосредственно к ученому университета для получения разъяснения по тем или иным проблемам. Накопление актуальных вопросов и ответов на них позволяет создать базу данных для большой аудитории старшеклассников и абитуриентов. В процессе диалога пользователей информационного WWW-ресурса с экспертами происходит селекция вопросов, представляющих интерес для тех школьников, которые изучают предмет в несколько большем объеме, чем это необходимо по школьной программе.

Каковы перспективы использования Интернет в качестве носителя информации для образовательного процесса? По всей видимости, следует говорить о возможности создания и использования в обучении системы электронных пособий для пользователей с разным уровнем подготовки. Без всякого сомнения, предложить в Интернете для учащегося средней школы нужную информацию по биологии или математике весьма актуально. Однако если уровень сложности ее для конкретного пользователя будет слишком высок или, напротив, материал будет изложен чересчур примитивно, то эффект от этого будет приближаться к нулю. В данном случае исключительно важным является формирование интереса, мотивации в использовании материала. Это сделать достаточно сложно, если использовать одноуровневый подход к подбору и адаптации учебной информации. Следовательно, необходимым и обязательным условием достижения положительного образовательного эффекта является наличие в электронных пособиях Интернета материалов с разным уровнем сложности и, соответственно, понятных и доступных для учащихся, которые имеют различный базовый уровень подготовки по предмету. При этом желательно иметь в качестве «гида» программу, которая поможет учащемуся легко ориентироваться в сложных информационных лабиринтах и быстро найти нужный для себя материал соответствующего уровня сложности по конкретному вопросу. В процессе работы с доступным по сложности материалом формируется положительное отношение к предмету, достигается чувство радости успеха, уверенности в своих силах. В большинстве случаев это приводит к стимуляции познавательной деятельности, появлению желания узнать что-то новое в той области, в которой наметился заметный прогресс. Появляется мотивация для изучения информации на более высоком, более сложном уровне.

Многостороннего эффекта можно достичь благодаря использованию в учебном процессе игровых ситуаций. Обычно даже простое упоминание об игре формирует положительное эмоциональное состояние. Это связано с богатым положительным практическим опытом, который приобретен каждым учащимся в повседневной жизни. Использование игр позволяет получить благоприятное сочетание напряжения творческих сил и радостных переживаний в процессе самого действа. При этом возможна перемена отношения к объекту внимания - с нейтрального или даже отрицательного на положительное или ярко выраженное заинтересованное. Во время игры усвоение большого объема новой информации в большинстве случаев не воспринимается как собственно «учеба» и благодаря этому требует значительно меньших усилий. Многократное повторение новой информации, которое неизбежно происходит во время игры (поскольку с этим связано улучшение конечных результатов) ускоряет и облегчает процесс запоминания. Электронные учебники, в том числе и расположенные в Интернете, могут содержать раздел, посвященный обучающим играм. И это следует рассматривать как эффективное средство для улучшения качества процесса обучения.

Очень часто дискутируется вопрос о роли учителя в образовательном процессе в связи с интенсивным использованием Интернета. Возрастает она или, напротив, снижается? Скорее всего, здесь следует говорить об уровне подготовленности учителя к использованию специфической информационной среды Интернета на занятиях в школе и наличии технических возможностей для проведения занятий с использованием обучающих программ на электронных носителях. Роль учителя остается ведущей при любой системе получения знаний учащимися. Эффективность образовательного процесса, конечно же, во многом будет зависеть не только от возможности использования информационной среды Интернета, но и, скажем, от посещения зоологического музея, проведения экскурсии по экологической тропе или участия в исследовательском проекте. Чем больше ресурсов использует учитель на уроках и во внеурочных занятиях (в том числе и Интернет), тем эффективнее будет конечный результат. Очень важно также создавать оптимальные условия для самостоятельных занятий учащихся. По сути, работа ученика в Интернете - это в большой мере специфический вид самостоятельной деятельности. Если учитель дает задание с использованием Интернета, указывает путь поиска информационного ресурса, просит выполнить конкретные действия, то эффективность обучения будет достаточно высокой. По крайне мере, она будет существенно выше, чем в варианте с использованием только традиционного учебника. Образовательная среда, которая постепенно создается с выпуском новых учебных CD-ROMов, размещением в Интернете образовательных сайтов по различным разделам школьной программы, может служить мощным инструментом в руках подготовленного учителя для достижения высокой эффективности образовательного процесса. В данном случае можно говорить об оптимальном соотношении между различными видами и формами учебной деятельности (включая Интернет). Оно должно быть разным для различных возрастных групп учащихся, учитывать технические возможности школы, оптимальные режимы физической и психологической нагрузки с учетом возраста учеников, наличия учебного оборудования и т.п. Одно несомненно - использование Интернета для образовательного процесса не только возможно, но и необходимо.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Курмышев Н.В., Семчук Н.Н., Постельник Д.Я. Возможности Интернета как образовательной среды // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 198-200.

Ориг. URL — http://imsconference2002.spbu.ru/02-r3f29.html