Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ МАРКЕТИНГА

И.А. Малышева

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Нижний Новгород

Интернет в наши дни - это целая индустрия, быстро проникающая во все области человеческой деятельности. Именно сейчас эта индустрия находится в стадии стремительного роста, который сохранится в ближайшие несколько лет. Огромное количество компаний во всем мире видят в Интернет большой коммерческий потенциал и возможность перевода своего бизнеса на качественно новый уровень.

Согласно результатам опроса «Интернет в России», проведенного Фондом «Общественное мнение» (http://www.fom.ru) в 2002 году, Интернетом пользуются 8% россиян (около 8,8 млн чел.). Во всех без исключения федеральных округах (не считая Москвы и Санкт-Петербурга) Интернетом пользуются лишь 5-8% населения. Наибольший уровень интернетизации в Москве и Санкт-Петербурге (27% и 21% соответственно). В опросе приняло участие 18 тыс. человек из 63 регионов страны.

Наряду с общим ростом числа пользователей происходит перераспределение долей корпоративных клиентов и физических лиц в сторону корпоративных пользователей. От этапа количественного роста и освоения возможностей сети Интернет Россия переходит к этапу профессионального использования этих возможностей и предоставления таких услуг электронной коммерции как интернет-маркетинг и интернет-реклама.

Электронный бизнес в России пока еще не получил достаточного развития. Во-первых, Интернет сосредоточен преимущественно в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и других урбанизированных областях, во-вторых, недостаточно развитая сетевая и информационная индустрия, ограниченное распространение персональных компьютеров и относительно высокая стоимость подключения, недостаточная покупательская способность населения, низкая корпоративная культура российских компаний замедляют развитие российского Интернета.

Неуверенность российских коммерсантов в достаточной степени защиты средств связи при передаче конфиденциальной финансовой информации и при работе действующих в России электронных платежных систем пока удерживают крупных участников российского финансового рынка в рамках корпоративных сетей. Низкая покупательская способность россиян приводит к тому, что российские B2C-проекты в большей степени ориентированы на русскоязычных клиентов за рубежом либо жителей г. Москвы и Санкт-Петербурга. Слабо развиты электронные платежи и логистика, отсутствуют крупные эффективные системы доставки товаров покупателям. Также сказывается недостаток специалистов в области электронной коммерции. Необходимо, чтобы интернет-проекты разрабатывались людьми, обладающие знаниями не только в предметной области, информационных технологиях, но и в маркетинге и рекламе.

Сеть предоставляет множество возможностей (оперативность, целевая направленность при охвате определенных аудиторий, относительная дешевизна рекламных и маркетинговых акций, возможность обратной связи с клиентами), но ими надо уметь пользоваться. Онлайн-маркетинг должен быть интегрирован в общую маркетинговую стратегию компании.

К сожалению, развитие электронной коммерции в России имеет свою специфику: это непрофессионализм лиц, принимающих решения (руководство компаний), неспособность руководства контролировать реализацию интернет-проектов. Решение о создании системы электронной коммерции - это такое же важное решение, как, например, выход на новые рынки. Оно предполагает наличие четко разработанного плана, определение конкретных целей и задач.

Отсутствие на данный момент примеров использования крупнейшими российскими компаниями полномасштабных средств ведения бизнеса можно объяснить как новизной подобных инструментов в российской практике, а следовательно, отсутствием должного опыта работы с этими инструментами, так и слабой правовой основой подобных сделок.

Позитивной тенденцией для российских пользователей Интернета является в последние годы стремительный рост использования таких относительно простых средств электронных коммуникаций, как электронная почта и IP-телефония, которые существенно облегчают отдельные стадии осуществления коммерческой сделки во внешней торговле.

Таким образом, электронная коммерция - это одно из перспективных направлений интернет-технологий и реальный маркетинговый инструмент для любого оффлайн-бизнеса, как крупного, так и среднего. Остается надеяться, что в будущем все больше российских компаний поймут необходимость использования информационных технологий в бизнесе, а также будут иметь возможность (знание, деньги, человеческие ресурсы) реализовать системы электронной коммерции для продвижения своей компании на рынке.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Малышева И.А. Электронная коммерция как современный инструмент маркетинга // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 43-44.

Ориг. URL — http://imsconference2002.spbu.ru/02-r1f18.html