< ...вернуться

Пятая Всероссийская объединенная конференция
“Технологии информационного общества -
Интернет и современное общество” (IST/IMS-2002).

25-29 ноября 2002 г., Санкт-Петербург

Всероссийская научная конференция «Электронное правительство в информационном обществе: теория и практика»

Секция «Электронное правительство: концепции и модели»

Секционные заседания Всероссийской научной конференции «Электронное правительство в информационном обществе: теория и практика» проходили 27 ноября в конференц-зале философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

С.А. Дятлов

Секция «Электронное правительство: концепции и модели» прошла под председательством докт. филос. наук, проф. Леонида Владимировича Сморгунова (зав. кафедрой политического управления философского факультета СПбГУ, председатель оргкомитета конференции «Электронное правительство в информационном обществе: теория и практика»).

Секционное заседание открыл доклад Сергея Алексеевича Дятлова (профессор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов) «Электронное правительство: понятие, структура, функции». Проф. Дятлов познакомил участников конференции с расширенной концепцией электронного правительства, согласно которой «правомерно не только предоставление правительственными организациями и учреждениями гражданам информации и услуг на безвозмездной основе, но и существование государственного электронного предпринимательства, при котором правительственные учреждения оказывают другим экономическим агентам электронные услуги на возмездной основе и осуществляют электронные государственные закупки».

А.Ю. Сунгуров

В докладе Александра Юрьевича Сунгурова (Президент Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра СТРАТЕГИЯ) «Интернет как среда развития Фабрик мысли и Центров публичной политики» был проанализирован зарубежный и российский опыт функционирования так называемых «Фабрик мысли» («Think Tanks») и Центров публичной политики. Александр Сунгуров обосновал, что «Интернет является хорошей средой и для продвижения разработанных в Фабриках мысли проектов решений тех или иных общественных и государственных проблем, может обеспечить мобилизацию заинтересованной общественности для общественного лоббирования, для организации компаний общественного давления». В заключение докладчик на конкретном примере (создание программы «Электронный Петербург») показал неготовность власти к ответственному диалогу с независимым экспертным сообществом и предложил начать формировать Центр публичной политики по проблематике «Электронного правительства».

Доклад Артема Евгеньевича Шадрина (научн. сотрудник Института экономики переходного периода, советник первого заместителя Министра финансов РФ) «Административная реформа и информатизация государственного управления» был посвящен анализу текущего состояния административной реформы в России. Докладчик показал, что преодоление «информационной закрытости» ведомств невозможно без формирования «единой системы государственных информационных ресурсов (электронных регистров физических и юридических лиц, инвестиционных проектов и площадок, объектов государственной и муниципальной собственности, природных ресурсов). Такие регистры и система коллективного пользования ими должны создаваться на основе существующих очагов совместного использования баз данных».

Ю.И. Горский

С докладом «Организация и прозрачность государственной службы при переходе к электронному правительству» выступил Юрий Иванович Горский (государственный служащий в резерве Правительства Ленинградской области, преподаватель Северо-Западной академии государственной службы). Докладчик на основе анализа содержания сайтов российских и региональных органов исполнительной власти показал, что существенные для граждан аспекты функционирования государственной службы на региональном уровне освещаются хуже, чем на федеральном. Положение здесь более закрытое, чем с информацией об исполнении поручений и указов Президента Российской Федерации, которая публикуется в прессе контрольным управлением администрации Президента. Для отечественной практики, по мнению докладчика, имеет значение формирование набора критериев или стандартов, которые служили бы ориентирами для определения уровня присутствия в Интернете и прозрачности государственной службы.

Ю.М. Нестеров

Юрий Михайлович Нестеров (Президент Санкт-Петербургского общественного фонда “Информатика для демократии” ИНДЕМ-СПб) в своем докладе «Традиционная закрытость деятельности российской власти — главное препятствие на пути к “электронному правительству”» продолжил тему прозрачности власти в России. Информационная прозрачность органов власти определяется, как правило, нормативными актами более низкого уровня, чем законы – регламентами, положениями и т. п. По мнению докладчика, федеральную целевую программу «Электронная Россия» целесообразно дополнить пунктами, предусматривающими анализ регламентных норм и сложившейся практики работы органов законодательной и исполнительной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

А.В. Чугунов А.С. Биккулов

В заключении секционного заседания был заслушан доклад «Государство и тенденции развития Интернета в Россы: оценка экспертов в сравнении с результатами социологического опроса населения» (авторы доклада - В.А. Ачкасова, А.С. Биккулов, А.В. Чугунов, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций). Андрей Владимирович Чугунов (зам. директора Междисциплинарного центра СПбГУ) познакомил участников конференции с результатами исследования обобщающего данные социологических опросов интернет-аудитории и экспертного опроса, посвященного выявлению особенностей развития Интернета в России. Александр Сергеевич Биккулов (аспирант факультета социологии СПбГУ) представил предварительные результаты экспертного опроса руководителей информационных структур региональных и федеральных органов власти и управления.