Всероссийская научная конференция
«ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И СРАВНЕНИЕ ОПЫТА

Л.В. Сморгунов

Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург

Первый этап реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» предполагает мониторинг мировых тенденций развития информационных и коммуникационных технологий и их использование в социально-экономической сфере, а также эффективности их использования в органах государственной власти. Другие страны (особенно Великобритания, США и Канада) накопили к сегодняшнему дню богатый опыт использования этих технологий в государственном управлении, который и позволил сформировать концепцию «электронного правительства». Темпы, с которыми эти страны входят в современную стадию информационного общества, огромны. Правительство Великобритании передвинуло дату окончания программы развития электронных технологий в обществе с 2008 на 2005 год. В соответствии с этой программой, к 2005 г. каждый житель страны, желающий иметь выход в Интернет, получит данную возможность; все правительственные службы будут в сети; страна станет одной из лидирующих в мире по использованию данных средств в экономике. В Канаде разработан ряд программ по интенсификации использования информационных технологий под общим названием «Общающиеся канадцы» («Connecting Canadians»). Уже в 2000 г. 57 % канадцев имело доступ к Интернету, а в таких провинциях, как Британская Колумбия и Онтарио - более 60 %. В США, где электронные технологии в правительственной деятельности связаны еще с административными реформами начала 90-х гг., движение за «электронное правительство» интенсифицируется с приходом новой администрации Джорджа Буша-младшего. Это движение положено в основу административной реформы нового столетия.

Развитие информации и электронных технических средств оказало серьезное влияние на структуры и процессы государственного управления. Если вначале это влияние выразилось в повышении эффективности сбора, обработки и использования информации в процессе принятия решений, то в дальнейшем начали происходить заметные трансформации в институтах и методах организации всей системы государственного управления. Особую интенсивность информационные технологии в государственном управлении приобретают в середине 90-х годов, что выражается в появлении нового концепта «электронное правительство» («e-government»). Формируются и связанные с ним концептуальные понятия «электронная демократия» («e-democracy»), «электронное управление» («e-governance»). В целом развитие электронного правительства следует за развитием электронного бизнеса и электронной коммерции. Выделяется «узкое» и «широкое» понимание электронного правительства. В широком смысле электронное правительство включает использование всех информационных и коммуникационных технологий от факсов до спутниковой связи для усовершенствования ежедневной деятельности правительства. Вместе с тем, подобно электронной торговле, популярная интерпретация электронного правительства состоит в его определении как исключительно Интернет-активности правительства, «которая позволяет усовершенствовать доступ граждан к управленческой информации, услугам и экспертизе для развития гражданского участия... Оно связано с постоянной обязанностью государства улучшать отношения между частными лицами и публичным сектором посредством интенсивного, незатратного и эффективного предоставления услуг, информации и знания. Оно является практической реализацией того наилучшего, что может предложить правительство» [1]. Различают также «умеренную» и «радикальную» школы в интерпретации электронного правительства [2]. В первом смысле это понятие отражает совершенствование деятельности государственного управления посредством использования новых информационных технологий, что позволяет в конечном итоге повысить его эффективность в предоставлении услуг населению. Во втором смысле электронное правительство выражает не только новый характер внутриорганизационных отношений, но и трансформацию всего комплекса отношений государственного управления с обществом. Все эти подходы и школы в определенной мере связаны с пониманием электронного правительства на различных этапах его становления. Наиболее развитая стадия позволяет сформировать представление о «виртуальном государстве» [3]. Как пишет Джейн Фоунтен, «веб-порталы, которые позволяют применить к правительству бизнес-концепт «7 х 24 х 365» (доступные семь дней в неделю, двадцать четыре часа в день, 365 дней в году) переструктурируют взаимоотношения между государством и гражданами для того, чтобы они были проще, более интерактивными и эффективными. Виртуальное государство (мой термин) означает правительство, которое все более организуется через виртуальные агентства, кросс-агентства и публично-частные сети, чьи структуры и возможности зависят от Интернета и веб» [3]. Журнал «The Economist» выделяет следующие аспекты электронного правительства: 1) установление безопасной интрасети правительства и центральной базы данных для более эффективного и кооперативного взаимодействия между правительственными агентствами; 2) предоставление услуг на сетевой основе; 3) применение электронной торговли (e-commerce) для более эффективной правительственной трансакционной деятельности как поставка и контракт; 4) цифровая демократия (digital democracy) для более прозрачной ответственности правительства [4].

Применение электронных и информационных технологий в государственном управлении проходит ряд этапов. Выделяют пять основных этапов в этом процессе (согласно данным Отделения государственной экономики и управления ООН и Американского общества государственного управления).

Первый этап - возникающее веб-присутствие - связан с выходом правительственных агентств в электронные сетевые структуры. На этом этапе правительства имеют один или несколько сайтов, которые выполняют информационную роль. Эти сайты информируют граждан о составе правительства, его министрах, агентствах, чиновниках и т.д. Размещается также информация о телефонах, адресах, часах приема и т.д. На сайтах можно обнаружить и «обратную связь» в виде информирования о наиболее часто задаваемых вопросах.

Второй этап - продвинутое веб-присутствие - позволяет пользователям получать специализированную и постоянно обновляемую информацию через множество правительственных сайтов. Здесь есть возможность получать правительственные публикации, юридические документы, новостную информацию. Число правительственных агентств в сети увеличивается, и возможна связь с каждым из них. Появляются информация об электронных адресах, поисковые системы, возможность послать комментарий или совет.

Третий этап - интерактивное веб-присутсвие - характеризуется интенсификацией возможности взаимодействия между гражданами и правительственными структурами, поставляющими услуги населению. Национальный правительственный веб-сайт часто действует в виде портала, прямо связывающего пользователя с министрами, департаментами и агентствами. Взаимодействие между гражданами и провайдерами услуг позволяет пользователям сети напрямую иметь доступ к информации, соответствующей их конкретным потребностям и интересам. Пользователь может получать специализированные данные, загружать различные формы и бланки или подписывать их через сеть, назначать встречи с чиновниками, участвовать в электронных собраниях. Здесь появляются сайты безопасности и пароли для пользователей.

Четвертый этап - трансакционное веб-присутствие - включает возможности для пользователя получать через сеть документы и осуществлять сделки. Граждане могут получать визы, паспорта, свидетельства о рождении и смерти, лицензии, разрешения и другие трансакционные услуги. Правительственный вебсайт является порталом, содержащим прямой доступ граждан к правительственным подразделениям и услугам. Подобные порталы скорее ориентированы на нужды и приоритеты граждан, чем на правительственные функции и структуры. Граждане могут также платить налоги и осуществлять другие платы через сеть (за парковку, регистрацию автомобилей и т.д.). В это время начинает признаваться электронная подпись.

Пятый этап - полностью интегрированное веб-присутствие - выделяется тем, что позволяет правительству осуществлять все услуги и связи через правительственный портал, а пользователю сети позволяет немедленно получать любую услугу. Отмечается, что здесь границы между правительственными подразделениями очень подвижны, что позволяет говорить о новом качестве правительства и организации его деятельности и функционирования чиновничества, подобно «виртуальному государству» и соответствующей «виртуальной бюрократии» [3], «бюрократии системного уровня» [5].

Некоторые исследователи говорят о наиболее высоком этапе развития электронного правительства, когда оно включается в систему электронной демократии, позволяющей осуществлять электронное голосование, сетевые публичные форумы, сетевые социологические обследования и т.д. Как пишет Джей Мун, «если предыдущие... стадии относятся к сетевым публичным услугам в административной сфере, [последняя] стадия подчеркивает сетевую политическую активность граждан» (Moon, 2002, p. 427).

Уровень развития электронного правительства по странам, естественно различен. Провидимые сравнительные исследования (некоторые проводятся, например, с 1996 г. на основе Website Attribute Evaluation System (http://www.cyprg.arizona.edu) исследовательской группой по политике в киберпространтсве (the Cyberspace Policy Research Group) в Университете Аризоны и Джордж Мейсон Университете (США)) показывают, что наиболее развитыми в этом отношении являются Великобритания и Соединенные Штаты, затем идут Индия, Австралия, Канада и Япония. Страны отличаются по уровню прозрачности и интерактивности правительства. Так, Канадское правительство более интерактивно, чем прозрачно, тогда как Австралия имеет более прозрачное правительство, но менее взаимодействующее с населением. Правительство в США характеризуется наибольшей степенью прозрачности и открытости.

В Великобритании основным правительственным порталом, обеспечивающим работу электронного правительства, является «Британский сетевой портал для граждан» («UK online Citizen Portal»: http://www.ukonline.gov.uk), котрый обеспечивает доступ к правительственной информации и услугам. Он появился в 2001 г. Каждый день его посещают сто двадцать три тысячи визитеров. До этого с 1994 г. информационные услуги оказывал сайт Британского правительства (http://www.open.gov.uk), который размещал сайты отдельных правительственных подразделений в алфавитном порядке. Новый портал имеет выход на сайт «Вход в правительство» («Government Gateway»), который обеспечивает регистрационные услуги и предоставляет бланки документов (например, налоговые формы). Основной портал дает возможность выхода на сайты коммерческих предприятий, обратную связь, консультации и т.д.

Канадское правительство нацелено на предоставление полной информации и услуг правительства через сеть к 2004 году. Уже сейчас здесь действуют три правительственных портала, обеспечивающие коммуникацию и взаимодействие между гражданами и правительством. Это «Канадский сайт» («Canada Site»: http://canada.gs.ca), «Правительство он-лайн» («Government On-Line»: http://www.gol-ged.gs.ca) и «Служение Канаде» («Service Canada»: http://www.servicecanada.gs.ca). «Канадский сайт» появился в 1995 г. и является основным для предоставления услуг через сеть.

В Соединенных Штатах Америки главный правительственный портал «First Gov», введенный в действие в 2000 г., (http://www.firstgov.gov) служит реализации основных целей пятого этапа применения информационных технологий к государственному управлению. Он построен в соответствии с основной концепцией электронного правительства как системы отношений правительство - граждане, правительство - бизнес, межагентские отношения. Этот портал объединил свыше 27 миллионов федеральных правительственных страниц с целью более эффективного поиска информации и оказания услуг, следуя потребностям пользователей. В 2000 г. едва ли не каждое федеральное агентство, большинство штатов и огромное количество местных органов власти обеспечивали информацию и услуги через сеть. Медианное число услуг, обеспечиваемых через сеть правительствами штатов, было четыре (Fountain, 2001, p. 5). Конечно, между различными правительственными органами есть различия в осуществлении электронного правительства. Некоторые считают, что федеральное правительство существенно отстает от штатов. В штате Мериленд, например, уже к 2002 г. планировалось 50 % услуг осуществлять через сеть, а к 2004 г. - уже 80 %. Нынешняя администрация США прилагает значительные усилия по электронизации своей деятельности.

Имеются различные суждения относительно уровня эффективности электронного правительства. Его создание еще не радикально изменило институциональную структуру государственного управления. Вместе с тем новые электронные и информационные технологии постепенно становятся необходимым элементом правительственной деятельности в различных странах, модифицируя, а иногда и радикально меняя подходы и отношения в административной среде. «Мода» на электронное правительство отражает современное состояние информационного общества, позволяющего делать административно-государственную деятельность и структуры более открытыми, прозрачными и эффективными.

ЛИТЕРАТУРА

1. United Nations and American Society for Public Administration. 2001. Global Survey of E-government (http://www.unpan.org/egovernment2.asp).

2. Chadwick A. What is E-Government? ... in a thousands words (http://www.rhul.ac.uc/sociopolitical-science/e-government).

3. Fountain J. Building the Virtual State. Information Technology and Institutional Change. Washington: Brooking Institution Press, 2001.

4. Government and the Internet Survey. Handle with Care // The Economist. 2000. № 355.

5. Bovens M., Zouridis St. From Street-Level to System-Level Bureaucracies: How Information and Communication Technology is Transforming Administrative Discretion and Constitutional Control // Public Administration Review. 2002. Vol. 6. № 2.

6. Moon J. The Evolution of E-Government among Municipalities: Rhetoric or Reality? // Public Administration Review. 2002. Vol. 62. № 4.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Сморгунов Л.В. Электронное правительство: этапы становления и сравнение опыта // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 302-305.

Ориг. URL — http://imsconference2002.spbu.ru/02-rGOVf22.html