Успех деятельности электронного правительства определяется не только наличием технических средств, позволяющих структурам власти оперативно вести постоянный диалог с гражданами и объединениями граждан, но и наличием в обществе нормативно-правовых актов, обязывающих властные структуры функционировать на принципах «прозрачности», открытости своих действий и решений перед гражданами, наличием желания и воли реализовать соответствующие нормативно-правовые акты в повседневной деятельности, и не в последнюю очередь наличием в органах власти соответствующих организационных структур, в компетенцию которых входило бы обеспечение диалога власти и граждан (подразделений по связям с общественностью - PR).
Существует несколько моделей связей с общественностью. Новым техническим возможностям, прежде всего наличию разветвленной сети Интернет, в наибольшей мере соответствует модель двусторонней сбалансированной связи, которая предполагает истинный диалоговый характер связи граждан, их объединений и властных структур. Понятие «истинный диалог», как минимум включает:
а) инициатором связи, информационного контакта, взаимодействия может быть не только властная структура, но и граждане, объединения граждан;
б) истинный диалог начинается до принятия решений, на стадии его предварительной проработки. К примеру: французское законодательство о муниципальном управлении четко определяет, на какой стадии разработки решения его проект доводится до заинтересованных кругов общественности и через какие каналы.
Содействие электронному правительству, участие в процессах управления, выработки и реализации решений со стороны PR структур выражается:
Эффективность работы электронного правительства с точки зрения организации не замыкается на деятельность PR-структур. Задача PR структур в большей степени носит посреднический характер - организация диалога, создание атмосферы взаимного доверия. Анализ же поступающих предложений и их учет при выработке окончательного варианта решений требует специальных знаний и властных прерогатив. В то же время, очевидно, что частью этих прерогатив должны обладать и руководители PR-структур.
Эффективное электронное правительство невозможно при отсутствии взаимного доверия между гражданами и структурами власти, без достаточной степени информированности граждан о технологии работы властных структур; без развитости чувства гражданской ответственности у населения, без их готовности участвовать в решении общественных дел. Данные социологических исследований свидетельствуют, что россияне хотят быть «услышанными», но еще не готовы взять на себя часть ответственности за состояние общественных дел. Велика и степень недоверия россиян к институтам власти (исключая Президента).
Вместе с тем, создание на основе Интернет и других электронных средств на принципах, описанных в теории политических сетей, постоянно действующего механизма связи властных структур и граждан, их объединений; механизма диалога в процессах выработки и реализации решений, обеспечивающего их открытость и прозрачность, несомненно, будет способствовать как формированию атмосферы взаимного доверия, так и роста гражданской ответственности населения.
[Аннотация на английском языке]
Опубликовано: Комаровский В.С. Связи с общественностью как инструмент«электронного правительства» // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 289-290. Ориг. URL http://imsconference2002.spbu.ru/02-rGOVf14.html |