В конце ХХ-го века правительства многих стран столкнулись с необходимостью пересмотра классических моделей государственного управления, которые оказались неадекватными информационным, экологическим, экономическим и социальным наднациональным вызовам времени:
Новый полносвязный мир назвали глобальным информационным обществом, а экономику этого общества — новой экономикой. Как следствие перечисленных, так и других явлений в государственном и частном секторах, гражданская (государственная) служба многих стран переживает сейчас не лучшие времена, ее реформа — это постоянно расширяющаяся тема для обсуждения в одних странах и непрерывный планомерный процесс — в других.
На страницах сайта Всемирного банка, посвященных вопросам реформирования гражданской службы (http://www.worldbank.org.ru/rus/reforms/), отмечены ее следующие — общие для большинства стран мира — проблемы:
Решение этих проблем специалисты видят на следующих направлениях [1]:
1. Признание неустранимости политической роли бюрократии, и как результат — поиск новых форм контроля над ней, оптимального соотношения политических и профессиональных начал в администрации.
2. Уменьшение роли вертикальной иерархии, развитие функциональных органов, «плоских» оргструктур, создание организаций под решение каких-то проблем или задач (ad hoc organization) и др.
3. Ограничение значимости традиционной административной «лестницы чинов».
4. Создание культуры государственного предпринимательства (government business), внедрение принципов менеджмента, применяемых в частном секторе, в деятельность госаппарата, перевод его части на рыночные принципы функционирования.
5. Децентрализация, удешевление и сокращение госаппарата, обеспечение непрерывности его деятельности с помощью современных бизнес-технологий, управленческих, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и технологий мобильной связи, хорошо зарекомендовавших себя в частном секторе.
6. Придание бюрократии «прозрачности» и «отзывчивости» на общественные ожидания и требования, ее решительный поворот к гражданам (citizen centric government).
7. Передача на контрактной основе (outsourcing) ряда функций госучреждений частным фирмам.
Современные представления о реформировании государственного управления наряду с другими элементами включают и концепцию электронного правительства (э-правительства, e-government), которая охватывает операционную (или исполнительную) составляющую деятельности правительства, т.е. то, что называется правительственной машиной (http://www1.worldbank.org/publicsector/civilservice/machinery.htm#websites) (government machine или machinery of government) и входит в сферу организационного проектирования. Вот, к примеру, описание этой концепции из стратегического документа Правительства США [3]: «В видении Президентом правительственной реформы подчеркивается необходимость преобразования операционной составляющей деятельности правительства в части его собственного функционирования и его взаимодействия с гражданами, которым оно служит. В основе этого преобразования лежат три следующих принципа:
Помимо электронного правительства, другими ключевыми элементами правительственной реформы Президента США являются:
Уже сейчас мировой опыт показывает, что внедрение концепции электронного правительства дает гражданам доступ к высококачественным услугам госорганов и одновременно уменьшает стоимость этих услуг. В целом стандартизация создания, сопровождения и утилизации, а также унификация государственных автоматизированных систем, упрощение, сокращение числа и унификация бизнес-процессов госорганов:
Естественно, что из-за неравномерности экономического развития стран мира внедрение э-правительств в них находится на разных стадиях, что подтверждает и последнее исследование, сделанное по заказу ООН [4]. В нем определены пять следующих основных последовательных стадий развития э-правительства:
1) начальное появление — развернуто онлайновое присутствие правительственных учреждений во всемирной паутине;
2) расширенное присутствие — число правительственных сайтов постоянно увеличивается, а информация на них делается все более динамичной;
3) интерактивное взаимодействие — пользователям предоставляется возможность по загрузке типовых форм различных официальных документов, по получению официальной электронной почты и по организации взаимодействия через веб-сайт;
4) проведение транзакций — пользователи могут реально осуществлять различные сделки (транзакций) с госучреждениями в онлайновом режиме;
5) бесшовное взаимодействие — полная интеграция электронных услуг в пределах административных границ.
В 2001 году из 190 государств-членов ООН национальные правительства 169 стран (88.9 %) так или иначе использовали Интернет для предоставления информации и услуг. На рис. 1 показано распределение этих 169 стран по перечисленным выше стадиям развития э-правительства.
Рис. 1. Распределение стран по стадиям развития э-правительства по состоянию на 2001 г.
Для проведения сравнительных количественных оценок (benchmarking) в данном исследовании был использован «Индекс э-правительства», который позволяет:
Ясно, что результаты ранжирования стран по Индексу развития э-правительства очень сильно связаны с уровнем их экономического, социального и политического развития.
По значению Индекса э-правительства государства-члены ООН распределены по следующим четырем группам:
Вот первая десятка государств-лидеров по величине Индекса э-правительства:
По географическим регионам усредненные значения Индекса выглядят следующим образом:
Количественное значение Индекса э-правительства формируется по специальной методике на базе трех основных составляющих:
Показатель веб-присутствия отражает нахождение страны на одной из пяти указанных выше стадий развития э-правительства. Показатель состояния ИКТ-инфраструктуры включает традиционные индикаторы развития информационных и коммуникационных технологий. Третий показатель — развитие человеческих ресурсов — характеризует возможности и подготовленность общества к поддержке онлайнового взаимодействия с правительством. Этот показатель включает три индикатора:
1) Индекс человеческого развития (UNDP Human Development Index, http://hdr.undp.org/, http://www.undp.org/hdr2002/), отражающий социально-экономическое состояние общества, включая уровень образования, экономики и здравоохранение;
2) Индекс информационного доступа (Information Access Index), который ежегодно определяется двумя организациями: Transparency International (http://www.transparency.org) и Freedomhouse International (www.freedomhouse.org);
3) соотношение городского и сельского населения.
В табл. 1 представлены страны Европы, упорядоченные по уменьшению величины Индекса э-правительства.
Страна
|
Веб-присутствие
|
Показатели развития
человеческих ресурсов |
Индекс э-пра-витель-ства
|
||
Индекс чело-веческого развития
|
Индекс инфор-мационного доступа
|
% город-ских жителей
|
|||
Норвегия |
4,00
|
0,939
|
0,999
|
75,1
|
2,55
|
Великобритания |
4,00
|
0,923
|
0,916
|
89,4
|
2,52
|
Голландия |
3,50
|
0,931
|
0,999
|
89,3
|
2,51
|
Дания |
3,75
|
0,921
|
0,999
|
85,3
|
2,47
|
Германия |
4,00
|
0,921
|
0,916
|
87,3
|
2,46
|
Швеция |
3,75
|
0,936
|
0,999
|
83,3
|
2,45
|
Бельгия |
3,50
|
0,935
|
0,916
|
97,3
|
2,39
|
Финляндия |
4,00
|
0,925
|
0,999
|
66,7
|
2,33
|
Франция |
4,00
|
0,924
|
0,916
|
75,4
|
2,33
|
Испания |
4,00
|
0,908
|
0,916
|
77,4
|
2,30
|
Италия |
3,75
|
0,909
|
0,916
|
66,9
|
2,21
|
Люксембург |
3,00
|
0,924
|
0,999
|
91,0
|
2,20
|
Ирландия |
4,00
|
0,916
|
0,999
|
58,8
|
2,16
|
Португалия |
3,50
|
0,874
|
0,999
|
62,7
|
2,15
|
Австрия |
3,50
|
0,921
|
0,999
|
64,6
|
2,14
|
Мальта |
3,00
|
0,866
|
0,999
|
90,3
|
2,11
|
Исландия |
2,00
|
0,932
|
0,999
|
92,4
|
2,10
|
Чехия |
3,50
|
0,844
|
0,916
|
74,7
|
2,09
|
Эстония |
3,75
|
0,812
|
0,916
|
68,8
|
2,05
|
Среднее по странам Европы |
3,25
|
0,861
|
0,863
|
71,48
|
2,01
|
Польша |
3,50
|
0,828
|
0,916
|
65,2
|
1,96
|
Швейцария |
3,00
|
0,924
|
0,999
|
67,7
|
1,96
|
Россия |
3,00
|
0,775
|
0,333
|
77,3
|
1,89
|
Латвия |
3,00
|
0,791
|
0,916
|
69,0
|
1,88
|
Турция |
3,00
|
0,735
|
0,416
|
74,1
|
1,83
|
Литва |
3,00
|
0,803
|
0,916
|
68,4
|
1,81
|
В табл. 1 не приводятся показатели развития ИКТ инфраструктуры. С этими данными можно познакомиться в издании, подготовленном в 2002 году Центром компетенции по э-правительству при Американской торговой палате в России [1].
Проведенное исследование позволило выявить следующие общие тенденции в области строительства э-правительств:
В заключение следует отметить, что методология и технология электронного правительства уже хорошо отработаны и апробированы в развитых странах мира, и здесь вряд ли стоит «изобретать велосипед», когда можно воспользоваться передовым опытом. Конечно, будут и есть национальные отличия, связанные с различиями в политических системах, уровнях социально-экономического развития и развитости телекоммуникационной инфраструктуры, но все они повлияют лишь на время внедрения электронного правительства в конкретных странах. Сам процесс уже пошел, и он не может быть остановлен.
1. Оболонский А.В. Бюрократия для ХХI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия. — М.: Дело, 2002. 168 c.
2. President George W. Bush. National Strategy for Homeland Security. — Washington: Office of Homeland Security, July 2002. 72 p.
3. Implementing the President’s Agenda for E-Government. E-Government Strategy. Simplified Delivery of Services to Citizens. — Washington: Office of Management and Budget, February 27, 2002. 37 p.
4. Benchmarking E-government: A Global Perspective — Assessing the Progress of the UN Member States. — United Nations Division for Public Economics and Public Administration, American Society for Public Administration, May 2002. — 74 p.
5. Дрожжинов В.И. Электронное правительство // Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт. — М.: Эко-Трендз, 2002. С. 11–88.
[Аннотация на английском языке]
Опубликовано: Дрожжинов В.И. Электронные правительства: причины возникновения и состояние развитости в странах мира // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 278-283. Ориг. URL http://imsconference2002.spbu.ru/02-rGOVf10.html |