Всероссийская научная конференция
«ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

Электронные правительства: причины возникновения и состояние развитости в странах мира

В.И. Дрожжинов

Центр компетенции по электронному правительству при Американской торговой палате в России
Москва

В конце ХХ-го века правительства многих стран столкнулись с необходимостью пересмотра классических моделей государственного управления, которые оказались неадекватными информационным, экологическим, экономическим и социальным наднациональным вызовам времени:

Новый полносвязный мир назвали глобальным информационным обществом, а экономику этого общества — новой экономикой. Как следствие перечисленных, так и других явлений в государственном и частном секторах, гражданская (государственная) служба многих стран переживает сейчас не лучшие времена, ее реформа — это постоянно расширяющаяся тема для обсуждения в одних странах и непрерывный планомерный процесс — в других.

На страницах сайта Всемирного банка, посвященных вопросам реформирования гражданской службы (http://www.worldbank.org.ru/rus/reforms/), отмечены ее следующие — общие для большинства стран мира — проблемы:

Решение этих проблем специалисты видят на следующих направлениях [1]:

1. Признание неустранимости политической роли бюрократии, и как результат — поиск новых форм контроля над ней, оптимального соотношения политических и профессиональных начал в администрации.

2. Уменьшение роли вертикальной иерархии, развитие функциональных органов, «плоских» оргструктур, создание организаций под решение каких-то проблем или задач (ad hoc organization) и др.

3. Ограничение значимости традиционной административной «лестницы чинов».

4. Создание культуры государственного предпринимательства (government business), внедрение принципов менеджмента, применяемых в частном секторе, в деятельность госаппарата, перевод его части на рыночные принципы функционирования.

5. Децентрализация, удешевление и сокращение госаппарата, обеспечение непрерывности его деятельности с помощью современных бизнес-технологий, управленческих, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и технологий мобильной связи, хорошо зарекомендовавших себя в частном секторе.

6. Придание бюрократии «прозрачности» и «отзывчивости» на общественные ожидания и требования, ее решительный поворот к гражданам (citizen centric government).

7. Передача на контрактной основе (outsourcing) ряда функций госучреждений частным фирмам.

Современные представления о реформировании государственного управления наряду с другими элементами включают и концепцию электронного правительства (э-правительства, e-government), которая охватывает операционную (или исполнительную) составляющую деятельности правительства, т.е. то, что называется правительственной машиной (http://www1.worldbank.org/publicsector/civilservice/machinery.htm#websites) (government machine или machinery of government) и входит в сферу организационного проектирования. Вот, к примеру, описание этой концепции из стратегического документа Правительства США [3]: «В видении Президентом правительственной реформы подчеркивается необходимость преобразования операционной составляющей деятельности правительства в части его собственного функционирования и его взаимодействия с гражданами, которым оно служит. В основе этого преобразования лежат три следующих принципа:

Помимо электронного правительства, другими ключевыми элементами правительственной реформы Президента США являются:

Уже сейчас мировой опыт показывает, что внедрение концепции электронного правительства дает гражданам доступ к высококачественным услугам госорганов и одновременно уменьшает стоимость этих услуг. В целом стандартизация создания, сопровождения и утилизации, а также унификация государственных автоматизированных систем, упрощение, сокращение числа и унификация бизнес-процессов госорганов:

Естественно, что из-за неравномерности экономического развития стран мира внедрение э-правительств в них находится на разных стадиях, что подтверждает и последнее исследование, сделанное по заказу ООН [4]. В нем определены пять следующих основных последовательных стадий развития э-правительства:

1) начальное появление — развернуто онлайновое присутствие правительственных учреждений во всемирной паутине;

2) расширенное присутствие — число правительственных сайтов постоянно увеличивается, а информация на них делается все более динамичной;

3) интерактивное взаимодействие — пользователям предоставляется возможность по загрузке типовых форм различных официальных документов, по получению официальной электронной почты и по организации взаимодействия через веб-сайт;

4) проведение транзакций — пользователи могут реально осуществлять различные сделки (транзакций) с госучреждениями в онлайновом режиме;

5) бесшовное взаимодействие — полная интеграция электронных услуг в пределах административных границ.

В 2001 году из 190 государств-членов ООН национальные правительства 169 стран (88.9 %) так или иначе использовали Интернет для предоставления информации и услуг. На рис. 1 показано распределение этих 169 стран по перечисленным выше стадиям развития э-правительства.

Рис. 1. Распределение стран по стадиям развития э-правительства по состоянию на 2001 г.

Для проведения сравнительных количественных оценок (benchmarking) в данном исследовании был использован «Индекс э-правительства», который позволяет:

Ясно, что результаты ранжирования стран по Индексу развития э-правительства очень сильно связаны с уровнем их экономического, социального и политического развития.

По значению Индекса э-правительства государства-члены ООН распределены по следующим четырем группам:

Вот первая десятка государств-лидеров по величине Индекса э-правительства:

1. США — 3,11;
2. Австралия — 2,60;
3. Новая Зеландия — 2,59;
4. Сингапур — 2,58;
5. Норвегия — 2,55;
6. Канада — 2,52;
7. Великобритания — 2,52;
8. Голландия — 2,51;
9. Дания — 2,47;
10. Германия — 2,46.

По географическим регионам усредненные значения Индекса выглядят следующим образом:

1. Северная Америка — 2,60;
2. Европа — 2,01;
3. Южная Америка — 1,79;
4. Ближний Восток — 1,76;
5. Азия — 1,38;
6. Карибский регион — 1,34;
7. Центральн. Америка — 1,28;
8. Африка — 0,84.

Количественное значение Индекса э-правительства формируется по специальной методике на базе трех основных составляющих:

Показатель веб-присутствия отражает нахождение страны на одной из пяти указанных выше стадий развития э-правительства. Показатель состояния ИКТ-инфраструктуры включает традиционные индикаторы развития информационных и коммуникационных технологий. Третий показатель — развитие человеческих ресурсов — характеризует возможности и подготовленность общества к поддержке онлайнового взаимодействия с правительством. Этот показатель включает три индикатора:

1) Индекс человеческого развития (UNDP Human Development Index, http://hdr.undp.org/, http://www.undp.org/hdr2002/), отражающий социально-экономическое состояние общества, включая уровень образования, экономики и здравоохранение;

2) Индекс информационного доступа (Information Access Index), который ежегодно определяется двумя организациями: Transparency International (http://www.transparency.org) и Freedomhouse International (www.freedomhouse.org);

3) соотношение городского и сельского населения.

В табл. 1 представлены страны Европы, упорядоченные по уменьшению величины Индекса э-правительства.

Страна
Веб-присутствие
Показатели развития
человеческих ресурсов
Индекс э-пра-витель-ства
Индекс чело-веческого развития
Индекс инфор-мационного доступа
% город-ских жителей
Норвегия
4,00
0,939
0,999
75,1
2,55
Великобритания
4,00
0,923
0,916
89,4
2,52
Голландия
3,50
0,931
0,999
89,3
2,51
Дания
3,75
0,921
0,999
85,3
2,47
Германия
4,00
0,921
0,916
87,3
2,46
Швеция
3,75
0,936
0,999
83,3
2,45
Бельгия
3,50
0,935
0,916
97,3
2,39
Финляндия
4,00
0,925
0,999
66,7
2,33
Франция
4,00
0,924
0,916
75,4
2,33
Испания
4,00
0,908
0,916
77,4
2,30
Италия
3,75
0,909
0,916
66,9
2,21
Люксембург
3,00
0,924
0,999
91,0
2,20
Ирландия
4,00
0,916
0,999
58,8
2,16
Португалия
3,50
0,874
0,999
62,7
2,15
Австрия
3,50
0,921
0,999
64,6
2,14
Мальта
3,00
0,866
0,999
90,3
2,11
Исландия
2,00
0,932
0,999
92,4
2,10
Чехия
3,50
0,844
0,916
74,7
2,09
Эстония
3,75
0,812
0,916
68,8
2,05
Среднее по странам Европы
3,25
0,861
0,863
71,48
2,01
Польша
3,50
0,828
0,916
65,2
1,96
Швейцария
3,00
0,924
0,999
67,7
1,96
Россия
3,00
0,775
0,333
77,3
1,89
Латвия
3,00
0,791
0,916
69,0
1,88
Турция
3,00
0,735
0,416
74,1
1,83
Литва
3,00
0,803
0,916
68,4
1,81

В табл. 1 не приводятся показатели развития ИКТ инфраструктуры. С этими данными можно познакомиться в издании, подготовленном в 2002 году Центром компетенции по э-правительству при Американской торговой палате в России [1].

Проведенное исследование позволило выявить следующие общие тенденции в области строительства э-правительств:

В заключение следует отметить, что методология и технология электронного правительства уже хорошо отработаны и апробированы в развитых странах мира, и здесь вряд ли стоит «изобретать велосипед», когда можно воспользоваться передовым опытом. Конечно, будут и есть национальные отличия, связанные с различиями в политических системах, уровнях социально-экономического развития и развитости телекоммуникационной инфраструктуры, но все они повлияют лишь на время внедрения электронного правительства в конкретных странах. Сам процесс уже пошел, и он не может быть остановлен.

ЛИТЕРАТУРА

1. Оболонский А.В. Бюрократия для ХХI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия. — М.: Дело, 2002. 168 c.

2. President George W. Bush. National Strategy for Homeland Security. — Washington: Office of Homeland Security, July 2002. 72 p.

3. Implementing the President’s Agenda for E-Government. E-Government Strategy. Simplified Delivery of Services to Citizens. — Washington: Office of Management and Budget, February 27, 2002. 37 p.

4. Benchmarking E-government: A Global Perspective — Assessing the Progress of the UN Member States. — United Nations Division for Public Economics and Public Administration, American Society for Public Administration, May 2002. — 74 p.

5. Дрожжинов В.И. Электронное правительство // Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт. — М.: Эко-Трендз, 2002. С. 11–88.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Дрожжинов В.И. Электронные правительства: причины возникновения и состояние развитости в странах мира // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 278-283.

Ориг. URL — http://imsconference2002.spbu.ru/02-rGOVf10.html