Общепризнанно, что современная эпоха является эпохой формирования информационного общества. Специфика данного этапа социальной эволюции заключается в следующем:
Эти явления определяют основные тенденции трансформации социально-политической сферы, которые проявляются в:
С середины 90-х годов в различных странах мира предпринимаются попытки использовать возможности Интернет для повышения эффективности деятельности правительства и развития партисипативной демократии. Значимость подобных процессов и изменений признается и правительством Республики Беларуси. Доказательство этого - политика информатизации, повсеместного внедрения новых информационно-коммуникационных технологий, определяемая рядом декретов и постановлений правительства. Однако во всех государственных программах информатизация - создание мощной унифицированной среды для обмена колоссальными объемами разнообразной информации - рассматривается не как основа, первый шаг на пути построения открытого информационного общества, а как конечная цель. В этом контексте создание «электронного правительства» понимается как перенесение в новую информационную инфраструктуру методов старого аппарата, обеспечивающее, в лучшем случае повышение эффективности и производительности труда. При этом белорусская бюрократия активно сопротивляется идеям реструктуризации существующего аппарата в соответствии с кардинальными изменениями общественных институтов, обеспечивающих построение информационного общества.
Но, как это ни парадоксально, нет оснований считать такую ситуацию безнадежной. Как показал Лоурэнс Лессиг, в сфере информационных технологий, как и в любой области социальной активности, существуют четыре вида ограничивающих факторов: законы, рынок, нормы морали и архитектура. При этом архитектура сети, технологические решения для ИКТ являются в этом смысле определяющими. Другими словами, технологические решения задач, которые ставит правительство, могут, в свою очередь, влиять на содержание этих задач.
При этом процесс разработки сайта становится не только технической, но и политической задачей. Поэтому разработчики должны понимать политические последствия принятия того или иного архитектурного решения. Важной в этом отношении является классификация сайтов различных поколений, разработанная PWC Consulting (Таблица 1).
1-е поколение: Присутствие в Интернет | 2-е поколение: Инструмент общения | 3-е поколение: Взаимодействие и транзакции | 4-е поколение: Интеграция цепочки | |
Позиционирование | Создание сайта является самоцелью | Сайт - один из каналов информирования | Сайт является инструментом для достижения др. целей | Модули могут быть также расположены на др. сайтах |
Политики | Практически не участвуют | Растущее вовлечение / Составляющая ИТ | Оптимальное вовлечение/ Отдельный проект | Оптимальное вовлечение/ Кооперация с др. орг-ми |
Содержательное наполнение | Статическая информация (справочная) | Динамическая информация (газета) | Информация, взаимодействие, транзакции | Информация, взаимодействие, транзакции |
Технологии | HTML | База данных/ Системы управления контентом | База данных, подключенная к внутренним системам | Модули, к которым также есть доступ с сайтов др. орг-ций |
Организаторы | Энтузиасты | Департамент информационной политики | Профильные департаменты | Частично организован внешними партнерами |
Политика э-правительства. | Практически не связаны | Часть информационной политики | Является фундаментальной составляющей гос. политики | Разделяется партнерами |
Затраты | Незначительные | От $0,1 до $ 1млн | Более $ 1 млн | Более $ 1 млн |
Электронная почта | Эл. почта поступает конкретному сотруднику | Почта поступает на департамент или централизованно | Почта поступает в центр. узел. Автоматическое распределение | Почта поступает в центр. узел. Автоматическое распределение |
Мониторинг | Количество посещений | Кол-во посещений на страницу | Вопросы посетителей | Характеристика посетителей |
Таким образом, архитектурные сетевые решения будут стимулировать продвижение на пути к открытому информационному обществу.
И можно предложить, на основании существующих международных критериев, в частности подготовленных Центром демократии и технологий, следующие этапы развития электронного правительства (Таблица 2).
Наименование этапа | Описание присутствия государства в Интернет | Описание этапа | |
1 | «Размещение информации» | Базовое присутствие органов власти в Интернет. Необновляемое содержание страниц - «визитные карточки» государственных органов. Брошюры с информацией. Информация для отделов по связям с общественностью | Создаются страницы различных министерств и ведомств, содержащие информацию об их миссии и направлениях деятельности. Страницы госорганов, как правило, не поддерживаются централизованно и не объединяются в единый портал. |
2 | «Обратная связь» | Интерактивное взаимодействие с гражданами посредством электронной почты - получение справок, информации. Загрузка гражданами электронных форм для заполнения ( налоговые декларации, формы других документов). Пополнение сайтов новостной информацией - первый элемент информирования о текущей деятельности госорганов | Появляются первые элементы, интерактивности (например, отправление вопросов и получение ответов граждан посредством e-mail); можно получать образцы некоторых справок и форм. Идет постоянное обновление новостей о деятельности госорганов. |
3 | «Транзакции» | Взаимодействие представителей госорганов с гражданами в режиме реального времени. Осуществление некоторых платежей с помощью кредитных карт на странице правительства. Созадние страниц с аналогичными возможностями на городском и муниципальном уровнях | Появление реальной интерактивности - возможности осуществлять некоторые операции в онлайновом режиме. Например, уплата штрафов, заказ паспортов, продление действия некоторых лицензий и патентов. Такая конкретизация работы электронного правления, которая заключается уже не столько в информировании, сколько в обслуживании, предполагает создание специальнызх сайтов для поддержки этих сервисов не только для центральных, но и для городских и даже районных органов власти. |
4 | «Интерактивные интегрированные услуги» | Осуществление любых видов платежей через порталы центральных и региональных органов власти. Появление региональных порталов, объединяющих государственные услуги и услуги негосударственного сектора | Создание объeдиненных порталов различных ведомств и служб, транзакций, для осуществления которых ранее требовалось обращаться непосредственно в данный. Через региональные порталы становится возможной регистрация предприятий, оформление финансовых документов, легализация иностранных документов и т.д. Появляются региональные порталы, которые объединяют в себе как весь спектр государственных сектора - подключаются системы электронной коммерции, интернет-банкинга. |
5 | «Трансформация правительства» | Создание электронной инфраструктуры государственного управления на основе единых стандартов. Правительственный портал как единая точка доступа ко всем услугам - как для граждан, так и для бизнеса | Создание электронной системы государственного управления на основе единых стандартов, а также правительственного портала как единой точки доступа ко всем услугам - и для граждан, и для бизнеса. |
При этом важно помнить, что «электронное правительство» - только один из элементов «электронной демократии». И что действия электронного правительства не гарантируют демократических процессов.
[Аннотация на английском языке]
Опубликовано: Дорошевич М.В. Архитектура сети и информационное общество // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 275-278. Ориг. URL http://imsconference2002.spbu.ru/02-rGOVf09.html |