Всероссийская научная конференция
«ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

ЭЛЕКТРОННЫЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ - ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИИ

А.М. Воротников

Фонд «Региональная экономика»
г. Чебоксары

В мировой практике термин «Электронный муниципалитет» подразумевает создание социально-ориентированых проектов на базе инфокоммуникационных технологий (ИКТ) на территории муниципалитета с целью оказания населению различного рода услуг.

Период становления и развития субъектов муниципального управления сопровождается значительным ростом информационных потоков, связанных с необходимостью получения и обмена достоверной информацией в реальном масштабе времени. По существу, задача повышения эффективности, в первую очередь, определяется возможностями качественного анализа полученной информации, последующей подготовки и принятия решения, а также контроля за его исполнением. Применение современных информационных и интернет-технологий позволяет резко повысить качество, достоверность, конфиденциальность и скорость обработки информации, обеспечить доступ в режиме «on-line» к различным базам данных и преобразование информации в любую документальную форму для последующего использования или хранения.

В некоторых исследованиях роль местного органа власти связывают целиком только с переработкой информации (информационный подход) для снижения ошибок от агрегирования информации на следующих уровнях власти.

Однако информация и технология ее обработки являются важным ресурсом местной администрации. Более того, в период реформирования региональной экономики принципиально важным становится достижение опережающих темпов развития информатизации на региональном уровне по сравнению с отраслями материального производства. И здесь ни в коем случае нельзя удовлетворяться «подстройкой» новых инструментов информатизации к решению сугубо традиционных задач.

Приоритетными направлениями использования ИКТ с точки зрения социально-экономического развития являются:

1. Создание геоинформационной системы (ГИС). По экспертным оценкам, 50-70% данных, используемых для решения вопросов управления МО, являются географическими. Использование ГИС сокращает расходы в 4-8 раз по сравнению с решением этих задач традиционными способами. При помощи ГИС решается ряд проблем:

Правовое зонирование, создание кадастров и определение стоимости земли приобретает особую актуальность в период для проведения земельной реформы. Четкое определение категории, цены земельных участков в этот период значительно облегчит реформу.

2. Оптимизация управления муниципальным бюджетом:

2.1. Образование муниципального казначейства и введение технологии автоматизированного контроля платежей из средств местного бюджета.

Отчетность бюджетных учреждений, и без того не очень простая, по мере перехода к казначейской системе управления муниципальными финансами будет только усложняться. В централизованной системе бюджетного финансирования сбор бюджетных заявок, формирование бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств, распределение сумм финансирования по получателям средств происходит на рабочих местах единой системы, установленных у распорядителей средств местного бюджета. Создание канала связи, соединяющего систему бюджетного финансирования с системой казначейства, позволит ускорить корректировку сумм ассигнований и лимитов, давая администрации большую свободу маневрировать финансовыми ресурсами.

Из общих трудностей, возникающих в процессе паспортизации муниципальных образований (как первой стадии создания информационной системы), можно выделить установление предела детализации информации, а также взаимодействие со структурами, отвечающими за ее сбор. Статистические органы, аккумулирующие информацию за счет средств бюджета, весьма неохотно делятся ею даже с органами власти.

2.2. Введение информационной системы для обеспечения проведения конкурсов и закупок товаров, работ (услуг) для муниципальных нужд. «Электронные государственные закупки» призваны обеспечить снижение затрат на проведение государственных закупок продукции, повышение прозрачности государственных закупок продукции и уменьшение злоупотреблений при расходовании бюджетных средств, увеличение конкуренции при получении государственных заказов, ускорение процедур проведения конкурсных торгов, постепенное вхождение России в глобальную мировую систему электронной торговли.

3. Создание информационной системы социальной защиты населения. То есть развертывание единой информационной системы, ориентированной на безбумажную технологию и создание аналога регистра населения. Такая система включает информационные сети по жилищным субсидиям в отделах социальной защиты и жилищно-коммунального хозяйства, пунктах приема населения. Системы персонифицированных социальных счетов граждан, социальные выплаты, пособия ветеранам - вот лишь первоначальный перечень того, в чем может проявиться эффективность внедрения такой системы. Также данная система может использоваться при предоставлении льготных цен на лекарственные препараты либо при предоставлении медицинских услуг, лекарств и дорогостоящих видов лечения, при оплате которых за собственный счет граждане смогут пользоваться специальными льготами по налогу на доходы - социальными вычетами.

4. Нормативно-правовое и документационное обеспечение управления. Оно включает в себя задачи автоматизации делопроизводства и документооборота, контроля исполнения решений, информатизации кадровой и архивной службы и т.д.

5. Повышение квалификации местного менеджмента посредством дистанционного образования. В настоящее время он имеет беспрецедентные возможности получения образования благодаря основанным на использовании Интернет курсам и возможности взаимодействия в глобальном масштабе. Необходимость учиться будет способствовать дальнейшему росту. Чтобы преуспеть в современной основанной на знаниях экономике, просто каждому необходимо постоянно совершенствовать свои навыки и уровень квалификации. Поскольку созданы интерактивные, основанные на сетевом взаимодействии системы, а также другие передовые технологии, виртуальные классы играют ведущую роль в удовлетворении потребности в непрерывном образовании.

6. Информационная связь с населением - оперативное информирование населения о деятельности муниципалитета.

Эта обратная связь дает людям не только почувствовать влияние на их жизнь, но и дает возможность самим людям участвовать не только в реализации, но и в формировании данной стратегии. Коллективное творчество, энергия людей обретают каналы, по которым они могут достичь цели, люди могут быть услышаны и смогут реализовать себя.

Следует отметить общие проблемы, которые возникают при создании электронных муниципалитетов: недостаточное развитие и высокая стоимость каналов передачи данных, несовместимость форматов и протоколов информационного обмена, отсутствие экономических механизмов и правовых норм взаимодействия субъектов муниципалитета в едином информационном пространстве, дефицит материально-технических средств, низкий уровень подготовки специалистов и пользователей.

Работа по созданию электронных муниципалитетов ведется во многих городах Российской Федерации, например, Пермь, Ижевск, Таганрог и т.д. Следует отметить общие проблемы, которые возникают при их создании: недостаточное развитие и высокая стоимость каналов передачи данных, несовместимость форматов и протоколов информационного обмена, отсутствие экономических механизмов и правовых норм взаимодействия субъектов муниципалитета в едином информационном пространстве, дефицит материально-технических средств, низкий уровень подготовки специалистов и пользователей.

Поэтому на федеральном уровне необходимо решить следующие проблемы:

Для эффективного решения возникших задач, в частности, необходима корреляция исполнения федеральных целевых программ «Электронная Россия» и «Государственная поддержка развития муниципальных образований и создание условий для реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления».

На основе вышеизложенного можно сделать принципиальный вывод о решающей роли современных информационных технологий в управленческом процессе субъектов местного самоуправления.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Воротников А.М. Электронный муниципалитет - инструмент управления социально-экономическим развитием территории // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 269-271.

Ориг. URL — http://imsconference2002.spbu.ru/02-rGOVf06.html