Определить понятие «виртуального пространство» можно посредством перечисления ряда признаков, выполнение которых (или выполнение части из которых) позволяет признавать или не признавать за пространством статус виртуального. В цели данной работы не входит перечисление и обоснование признаков виртуального пространства; для раскрытия заявленной нами темы исследования: «Проблема тела в виртуальном пространстве»,- достаточным оказывается указать на те гипотетически существующие признаки виртуального пространства, которые характеризуют данное пространство с позиции различения категорий: тела и сознания.
Виртуальное пространство «построено» из интеллектуального «материала». Телу, как таковому, в виртуальном пространстве нет места. Мозг человека или другого одушевленного существа, а также любые «вещи», созданные цивилизацией, могут использоваться или являться прототипами для построения виртуальных технологий, но в данном случае мы имеем дело уже не с телом, как таковым, а со следами тела, оставленными им на воплотивших его в виртуальном пространстве «вещах». Подчиненность, а потом и бесполезность, и бессмысленность тела относительно логики виртуального пространства превращаются для нас сегодня в проблему существования: «Выбывает то, что связано с собственным миром человека. ... Человек все более принужден продолжать свою жизнь в качестве бестелесной сущности, как ангел, как бог, как дух, точнее, как наблюдатель исключения своей собственной телесности. У него отшибло не только слух и зрение, но также обоняние, вкус и осязание. А еще требуют согласиться с такой судьбой. К тому же всякое восприятие пропадает из-за подключения к абстрактному миру, который существует в виде моделей, формул, таблиц. Выдуманное почти заменило и уничтожило данное. Произошло прямо-таки совершенное преступление. Нет ни трупа, ни убийцы, ни улик. Ведь все еще здесь, в форме абстрактного двойника: бестелесного образа, бестелесного слова» [1].
Вопрос заключается в наличии возможностей и способов существования, преумножения и сохранения в виртуальном пространстве смыслов тела. Виртуальность представляется нам, наравне с творчеством, местом снятия проблемы дихотомии души (сознания) и тела. Статус тела в виртуальном пространстве, так же как и статус сознания в творчестве - маргинальны, относительно друг друга они находятся на «чужом» полушарии. Таким образом, для того чтобы наметить точки взаимодействия тела и сознания в виртуальном пространстве, предлагается рассмотреть примеры творческих проектов, реализованных посредством использования ресурсов виртуального пространства. Данные случаи критики виртуального, в ситуации нахождения на позициях виртуального, как нам кажется, являются наиболее яркими и провокационными примерами взаимодействия в виртуальном пространстве тела и сознания. Таким образом, цель данного исследования заключается в обозначении способов сохранения и разрушения смыслов тела в рамках реализации творческих проектов в виртуальном пространстве.
1. Кампер Д. Схватиться за стоп-кран. Искусство в головокружении скоростей. Полю Вирилио (пер. с нем. Г. Хайдаровой) // Художественный журнал. 2000. № 30-31 (http://www.guelman.ru/xz/362/xx30/xx3008.htm).
[Аннотация на английском языке]
Опубликовано: Игнатьев В.И., Салихова Е.А. Проблема тела в виртуальном пространстве // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 235. Ориг. URL http://imsconference2002.spbu.ru/02-r4f07.html |