Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОТКРЫТОМ ОБРАЗОВАНИИ

В.А. Стригун, А.И. Стригун

Институт управления и экономики
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург

Проблема интерактивных методов в открытом образовании в настоящее время в основном решается за счет применения закрытых типов диалога: простой запрос, запрос с синтаксисом для ответа, запрос для выборочного ответа (меню). Интерфейс для таких типов основан на использовании графических диалоговых структур. В тоже время, наиболее естественной формой, но и самой сложной в разработке, является общение на естественном языке.

В последнее время имеются попытки реализации такого типа диалога как запрос для ответа на естественном языке. Такие системы реализуются с помощью различных типов анализаторов. Такие анализаторы основаны на использовании семантических словарей и правил грамматики. Они достаточно громоздки, сложны в настройке, плохо интегрируются в другие системы и поэтому сложны в применении.

При правильном учете специфики контекстно-зависимых высказываний существуют более простые методы анализа свободно конструируемых высказываний для диалоговых систем широкого назначения.

А если учесть, что в диалоговых системах высказывания анализируются в контексте ведения диалога, то при правильном учете специфики таких высказываний существуют более простые методы их анализа. При реализации общей задачи полного семантического анализа наибольшей проблемой является определение контекста высказывания. При известном контексте задача семантического анализа упрощается. Обобщенного и общепризнанного метода анализа контекстно-зависимых высказываний в настоящее время пока не существует, но попытки создания таких анализаторов, использующих различные методы, уже имеются.

Семантический анализатор, построенный с учетом того, что контекст анализируемого высказывания заранее известен, практически не требует наличия словарей, так как в известном контексте достаточно ограниченный набор возможных (ожидаемых) слов, а те или иные слова (или связки слов) в текущем контексте, как правило, имеют определенный семантический смысл.

Применение такого семантического анализатора не требует наличия словаря, анализатор компактен, доступен и может быть легко включен в любые системы диалогового назначения.

Разработанный подход основан на наложении заранее заданных семантических масок на высказывание пользователя. Суть предлагаемого подхода сводится к непосредственному вычислению функции соответствия выбранной части текста заданному семантическому образу. Семантический образ, созданный по запросу и удовлетворяющий тому, что идентичная по смыслу фраза, но другая по фразеологической форме, при анализе на данном семантическом образе будет идентифицирована, как искомая.

Способ задания семантики фразы с помощью семантического образа основан на вычислении истинности логического семантического выражения. Аргументами такого выражения являются предикаты наличия или отсутствия в анализируемом выражении включенных в него дескрипторов. Каждый дескриптор - это некоторая последовательность символов, которая несёт определённую семантическую нагрузку во фразе. Дескрипторы объединены логическими операциями. По своей логической функциональности они напоминают булевы операции. Но разработанный метод включает в себя кроме обычных логических операций (И, ИЛИ, НЕ) также специальные логические операции необходимые для определения семантической истинности фразы.

Данный подход может быть использован в системах открытого образования, связанными: с диалоговыми системами, применяемыми в Internet; дистанционными средствами обучения и контроля усвоения учебного материала; системами тестирования; диагностическими и экспертными системами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стригун А.И. Тестирующая среда «Polaris» // Логика компьютерного диалога. СПб., 1999.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Стригун В.А., Стригун А.И. Реализация интерактивных методов обучения в открытом образовании // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 215-216.

Ориг. URL — http://imsconference2002.spbu.ru/02-r3f39.html