Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

РАЗВИТИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

А.В. Романов, Т.А. Романова

Чувашский филиал Московского гуманитарно-экономического института
Чебоксары

Интеграция в экономическом образовании информационных технологий с областями социально-экономической практики создает в экономическом образовании оптимальные условия для эффективного формирования современного специалиста. Расширение образовательного пространства, сочетание естественнонаучного и гуманитарного мышления, повышение познавательной активности, участие в научно-исследовательской работе - все это обеспечивает выпускникам повышенную конкурентоспособность на рынке труда. Это обуславливает то внимание, которое, в настоящее время, уделяется внедрению информационных и, в том числе, телекоммуникационных технологий в образовательный процесс.

Развитие рыночных отношений способствуют расширению образовательных потребностей общества. Расширение сети профессиональных учреждений образования лишь частично решает эту проблему. Разнородность социума (по возрасту, уровню образования и пр.) и различие в их потребностях (обучение, повышение квалификации, переподготовка) заставляют рассматривать новые технологии и формы обучения. В первую очередь, это форма дистанционного обучения, в котором реализуется идея самообучения. Такое обучение можно осуществлять как с использованием Интернет, так и без него, т.к. телекоммуникационные технологии лишь упрощают дистанционное обучение, но не являются принципиальной его составляющей. Нельзя не согласиться с отдельными исследователями, которые отмечают, что это «всего лишь новые средства и методы, интегрированные в процесс обучения, но они никогда не будут существовать в отрыве от преподавателя вуза, учителя школы и т.д.» [1].

При этом необходимо рассматривать различные уровни обучения и оснащать их соответствующим учебным и методическим обеспечением. Разрабатываемые в Чувашском филиале Московского гуманитарно-экономического института электронные пособия позволят проводить обучение по экономическим дисциплинам на различном уровне, а также осуществлять мониторинг процесса (самоконтроль и тестирование).

Основная целевая группа - студенты заочного обучения (в большинстве своем это жители сельских районов Чувашской Республики). Основная цель - обеспечение их всеми необходимыми материалами для качественного обучения. Для этого готовятся учебные материалы, а также электронные пособия для самоконтроля, подготовки к зачетам и экзаменам. В настоящее время наиболее активно такая работа ведется по направлению «Математика и информатика для экономиста». Подготовлен комплект электронных методических и тестовых материалов, разрабатываются электронные варианты некоторых разделов экономической теории и бухгалтерского учета.

Разработанная и апробированная система статистической обработки результатов тестирования позволяет постоянно получать результаты промежуточного контроля обучаемых с рейтинговыми таблицами. Табличное и графической представление данных позволяет не только отследить успешность прохождения обучения отдельным студентом (или группой), но и произвести сравнение групп, преподавателей родственных дисциплин, успешность усвоения отдельных тем курса.

При этом используется опыт зарубежных коллег, в частности идет обмен информации с сотрудниками Технологического Университета (г. Труа, Франция).

Все это позволит существенно изменить сложившуюся практику обучения, что особенно важно при выборе обучающимся своей траектории обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Садовничий В.А. и др. Телекоммуникационная система сопровождения образования: концепция, схема и механизм реализации // Поиск. № 524.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Романов А.В., Романова Т.А. Развитие непрерывного экономического образования на основе интернет-технологий // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 213-214.

Ориг. URL — http://imsconference2002.spbu.ru/02-r3f37.html