Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС КАК ФОРМА ПОСЛЕПЕЧАТНОГО WEB-СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНИКА

М. Костина, С.А. Немнюгин

Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург

Дистанционное образование (ДО) - сравнительно новая интерактивная форма обучения, основанная на использовании Интернет-технологий. Основными преимуществами этой формы являются доступ к учебным материалам в удобное для обучаемого время и с любого компьютера, подключенного к сети Интернет, частичная или полная автоматизация контроля усвоения учебного материала, возможность тестирования в режиме «онлайн». Вместе с тем дистанционное обучение далеко не всегда может полностью заменить традиционные формы обучения, в частности работу с учебником на бумажном носителе. Возникает проблема оптимального сочетания дистанционного обучения с традиционными его формами, в том числе и самостоятельной работой с книгой.

Учитывая опыт общения с читателями учебников по основам программирования на TURBO PASCAL [1, 2], авторы предлагают подход к развитию и созданию дистанционных курсов, в рамках которого дистанционный курс является дополнением к традиционному учебнику, делая обучение более полным и наглядным. Эту концепцию можно назвать послепечатным Web-сопровождением учебника. В связи с этим мы приступили к разработке курсов ДО, «привязанных» к учебному комплекту «TURBO PASCAL. Учебник и практикум» одного из авторов доклада.

Курс ДО в рамках предлагаемой концепции не должен быть простым переложением «бумажного» текста в Интернет. Важнейшим компонентом является возможность работать в интерактивном режиме с автором первоисточника. С точки зрения структуры курс содержит теоретическую и практическую составляющие. Первая - это краткое изложение ключевых мест учебника, с акцентами на наиболее важных понятиях. Она должна включать средства, повышающие наглядность изложения, например, Flash-анимацию. Приводятся исходные тексты программ из учебника с подробными комментариями к ним. Практическая составляющая - это упражнения и задания для самоконтроля. Они могут иметь несколько вариантов сложности, отражая материал каждого пройденного урока.

Большую роль играет автоматизированная обработка тестов программами на сервере. В зависимости от результата тестирования пользователь может получить рекомендацию о повторении определенных частей курса.

В дистанционном курсе могут быть использованы дополнительные инструменты, такие как форум, где пользователи могут обсудить материал, отправка сообщений по почте преподавателю и др.

Предварительная версия курса ДО для изучающих программирование на TURBO PASCAL реализована в среде WebCT.

ЛИТЕРАТУРА

1. Немнюгин С.А. TURBO PASCAL. Учебник. - СПб.: Питер, 2000.

2. Немнюгин С.А. TURBO PASCAL. Практикум. - СПб.: Питер, 2000.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Костина М., Немнюгин С.А. Дистанционный курс как форма послепечатного Web-сопровождения учебника // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 193.

Ориг. URL — http://imsconference2002.spbu.ru/02-r3f26.html