Курс дистанционного обучения «Подготовка и продвижение проектов в благотворительные фонды и организации» начал разрабатываться в 2000 году в качестве одного из направлений работ в рамках проекта Российского гуманитарного научного фонда по созданию веб-сайта и базы данных «Зарубежные гуманитарные фонды и программы» (www.grant.nw.ru) [1]. В 2000 году этот курс был опробован в мае-июне при подготовке к 6-му Всероссийскому учебному семинару «Информационное обеспечение международного сотрудничества в области науки и образования» и в течение года был доступен всем желающим в тестовом режиме. После окончания проекта РГНФ была поставлена задача обеспечить возможность развития этого курса и было решено его использовать в качестве предварительного дистанционного модуля перед очным семинаром.
Следует отметить, что учебная программа курса была отработана в ходе ежегодных Всероссийских учебных семинаров, которые с 1993 года проводятся в Санкт-Петербургском государственном университете [2]. Начиная с 1998 года эти семинары проводятся в сотрудничестве с СПб отделением Института «Открытое общество» (фонд Сороса). В июне 2002 года прошел уже Восьмой Всероссийский семинар, информация о котором представлена на сайте Междисциплинарного центра СПбГУ.
Актуальность тематики семинара и востребованность курса объясняется тем, что в последние годы в России интенсивно развивается информационная и телекоммуникационная среда образования и науки. Это создает основу для вхождения России в мировое информационное пространство и стимулирует развитие горизонтальных связей в научно-образовательной сфере. В российских университетах идет процесс создания специализированных подразделений, обеспечивающих информационное сопровождение и координацию участия факультетов, кафедр и научно-исследовательских институтов в грантовых конкурсах как отечественных, так и зарубежных фондов и программ. Курс дистанционного обучения предназначен для ученых, преподавателей и других специалистов, ведущих систематическую работу по поиску источников финансирования проектов в области науки, образования и культуры.
Еще на стадии проектирования было принято решение не разрабатывать своими силами программное обеспечение для поддержки функционирования курса, а использовать один из специализированных программных комплексов («конструкторов») систем дистанционного обучения. Следует отметить, что в Междисциплинарном центре СПбГУ в течение нескольких лет прошли апробацию несколько таких программных комплексов, в частности WCB, WebCT, Lotus Learning Space [3].
В качестве основного инструмента для реализации курса была выбрана среда WebCT (Web Course Tools), разработанная фирмой WebCT (http://www.webct.com). Пользователями среды WebCT являются более 2200 организаций в более чем 80 странах мира, что делает эту программу стандартом де факто в области дистанционного обучения. Пользователями WebCT являются такие организации, как Французский национальный центр дистанционного обучения, Японский национальный институт мультимедиа в образовании, Национальный университет Сингапура, Лёвенский католический университет (Бельгия), Национальный университет дистанционного образования (Испания), Институт Всемирного банка и многие другие. Следует подчеркнуть, что WebCT уже достаточно долго (более 8 лет) существует на рынке образовательных программных продуктов и активно развивается.
Среда дистанционного обучения WebCT имеет полезные инструменты, позволяющие проводить мониторинг учебного процесса и своевременно выявлять проблемы использования курса, определять степень активности и успеваемости учащегося. Кроме того, в WebCT имеется возможность оценивать рейтинг используемости («популярности») отдельных фрагментов (страниц) учебного курса, что позволяет определять область интересов конкретной группы учащихся, а также корректировать содержание учебных модулей для повышения интереса учащихся к представленным материалам.
Поскольку курс носит прикладной характер, основное внимание уделяется освоению учебного материала по методике подготовки заявок в международные фонды. В приложения даны ссылки на интернет-ресурсы, содержащие информацию о справочниках и базах данных, представляющих информацию о зарубежных и российских фондах и программах.
Из всего диапазона возможностей, предоставляемых WebCT, в данном курсе использованы шесть разделов (технологий):
Программа курса состоит из четырех учебных модулей и приложения (справочник по интернет-ресурсам и официальные документы).
1. Введение. Благотворительные фонды и программы: общие принципы функционирования, классификация, виды поддержки
2. Технология продвижения проектов в благотворительные фонды и организации
2.1. Проект как вид деятельности
2.2. Фонды и грантодатели
2.3. Жизненный цикл проекта
2.4. Предварительный анализ темы и поиск источника поддержки
2.5. Заявка на финансирование
3. Подготовка предложений (заявок) в благотворительные фонды и организации
3.1. С чего начать?
3.2. Резюме (аннотация проекта)
3.3. Введение
3.4. Постановка проблемы
3.5. Цели и задачи проекта
3.6. Методы реализации проекта
3.7. Рабочий план выполнения проекта
3.8. Оценка и отчетность по проекту
3.9. Бюджет проекта
3.10. Приложения
4. Подготовка отчетов
4.1. Отчетность по проекту
4.2. Промежуточный отчет
4.3. Заключительный отчет
Приложения
1. Поддержка образовательных проектов и научных исследований: справочно-информационные службы и ресурсы Интернета
2. Перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению (Постановление Правительства РФ от 5 марта 2001 г. №165)
Курс дистанционного обучения «Подготовка и продвижение проектов в благотворительные фонды и организации» предполагается использовать в двух направлениях.
Первое направление связано с его использованием в качестве предварительного дистанционного модуля при подготовке к очному семинару «Информационное обеспечение международного сотрудничества в области науки и образования».
Второе направление ориентировано на организацию текущего набора слушателей на программу очно-заочного обучения.
Опыт, приобретенный в ходе использования этого курса на ежегодных Всероссийских учебных семинарах «Информационное обеспечение международного сотрудничества в области науки и образования», дает возможность сформулировать следующие направления его развития:
Работа выполнена при частичной поддержке РГНФ (проект № 01-06-12012в) и программы Минобразования РФ «Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала».
1. Осипова Е.М., Чугунов А.В. Курс дистанционного тренинга «Подготовка и продвижение проектов в благотворительные фонды и организации» // Интернет. Общество. Личность. Новые информационно-педагогические технологии: Тезисы докладов 2-ой международной конференции ИОЛ-2000 /Институт «Открытое общество». СПб., 28 февраля - 3 марта 2000 г. СПб., 2000. С. 409.
2. К истории вопроса об информационном обеспечении международного сотрудничества // Санкт-Петербургский университет. 1999. № 17. С.30-31 (http:// www.spbumag.nw.ru/99/17/17.html).
3. Борисов Н.В., Осипова Е.М., Чугунов А.В. Об использовании технологий дистанционного обучения в дополнительном социально-гуманитарном образовании // Труды Всероссийской научно-методической конференции Телематика-2002. СПб., 3-6 июня 2002 г. СПб., 2002. С. 104-106.
[Аннотация на английском языке]
Опубликовано: Курс дистанционного обучения "Подготовка и продвижение проектов в благотворительные фонды и организации" / Арефьева А.Я., Осипова Е.М., Слободянюк В.Е., Чугунов А.В. // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 157-159. Ориг. URL http://imsconference2002.spbu.ru/02-r3f07.html |