Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

КУРС ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ «ПОДГОТОВКА И ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОЕКТОВ В БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ И ОРГАНИЗАЦИИ

А.Я. Арефьева, Е.М. Осипова, В.Е. Слободянюк, А.В. Чугунов

Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург

Курс дистанционного обучения «Подготовка и продвижение проектов в благотворительные фонды и организации» начал разрабатываться в 2000 году в качестве одного из направлений работ в рамках проекта Российского гуманитарного научного фонда по созданию веб-сайта и базы данных «Зарубежные гуманитарные фонды и программы» (www.grant.nw.ru) [1]. В 2000 году этот курс был опробован в мае-июне при подготовке к 6-му Всероссийскому учебному семинару «Информационное обеспечение международного сотрудничества в области науки и образования» и в течение года был доступен всем желающим в тестовом режиме. После окончания проекта РГНФ была поставлена задача обеспечить возможность развития этого курса и было решено его использовать в качестве предварительного дистанционного модуля перед очным семинаром.

Следует отметить, что учебная программа курса была отработана в ходе ежегодных Всероссийских учебных семинаров, которые с 1993 года проводятся в Санкт-Петербургском государственном университете [2]. Начиная с 1998 года эти семинары проводятся в сотрудничестве с СПб отделением Института «Открытое общество» (фонд Сороса). В июне 2002 года прошел уже Восьмой Всероссийский семинар, информация о котором представлена на сайте Междисциплинарного центра СПбГУ.

Актуальность тематики семинара и востребованность курса объясняется тем, что в последние годы в России интенсивно развивается информационная и телекоммуникационная среда образования и науки. Это создает основу для вхождения России в мировое информационное пространство и стимулирует развитие горизонтальных связей в научно-образовательной сфере. В российских университетах идет процесс создания специализированных подразделений, обеспечивающих информационное сопровождение и координацию участия факультетов, кафедр и научно-исследовательских институтов в грантовых конкурсах как отечественных, так и зарубежных фондов и программ. Курс дистанционного обучения предназначен для ученых, преподавателей и других специалистов, ведущих систематическую работу по поиску источников финансирования проектов в области науки, образования и культуры.

Еще на стадии проектирования было принято решение не разрабатывать своими силами программное обеспечение для поддержки функционирования курса, а использовать один из специализированных программных комплексов («конструкторов») систем дистанционного обучения. Следует отметить, что в Междисциплинарном центре СПбГУ в течение нескольких лет прошли апробацию несколько таких программных комплексов, в частности WCB, WebCT, Lotus Learning Space [3].

В качестве основного инструмента для реализации курса была выбрана среда WebCT (Web Course Tools), разработанная фирмой WebCT (http://www.webct.com). Пользователями среды WebCT являются более 2200 организаций в более чем 80 странах мира, что делает эту программу стандартом де факто в области дистанционного обучения. Пользователями WebCT являются такие организации, как Французский национальный центр дистанционного обучения, Японский национальный институт мультимедиа в образовании, Национальный университет Сингапура, Лёвенский католический университет (Бельгия), Национальный университет дистанционного образования (Испания), Институт Всемирного банка и многие другие. Следует подчеркнуть, что WebCT уже достаточно долго (более 8 лет) существует на рынке образовательных программных продуктов и активно развивается.

Среда дистанционного обучения WebCT имеет полезные инструменты, позволяющие проводить мониторинг учебного процесса и своевременно выявлять проблемы использования курса, определять степень активности и успеваемости учащегося. Кроме того, в WebCT имеется возможность оценивать рейтинг используемости («популярности») отдельных фрагментов (страниц) учебного курса, что позволяет определять область интересов конкретной группы учащихся, а также корректировать содержание учебных модулей для повышения интереса учащихся к представленным материалам.

Поскольку курс носит прикладной характер, основное внимание уделяется освоению учебного материала по методике подготовки заявок в международные фонды. В приложения даны ссылки на интернет-ресурсы, содержащие информацию о справочниках и базах данных, представляющих информацию о зарубежных и российских фондах и программах.

Из всего диапазона возможностей, предоставляемых WebCT, в данном курсе использованы шесть разделов (технологий):

Программа курса состоит из четырех учебных модулей и приложения (справочник по интернет-ресурсам и официальные документы).

1. Введение. Благотворительные фонды и программы: общие принципы функционирования, классификация, виды поддержки

2. Технология продвижения проектов в благотворительные фонды и организации

2.1. Проект как вид деятельности

2.2. Фонды и грантодатели

2.3. Жизненный цикл проекта

2.4. Предварительный анализ темы и поиск источника поддержки

2.5. Заявка на финансирование

3. Подготовка предложений (заявок) в благотворительные фонды и организации

3.1. С чего начать?

3.2. Резюме (аннотация проекта)

3.3. Введение

3.4. Постановка проблемы

3.5. Цели и задачи проекта

3.6. Методы реализации проекта

3.7. Рабочий план выполнения проекта

3.8. Оценка и отчетность по проекту

3.9. Бюджет проекта

3.10. Приложения

4. Подготовка отчетов

4.1. Отчетность по проекту

4.2. Промежуточный отчет

4.3. Заключительный отчет

Приложения

1. Поддержка образовательных проектов и научных исследований: справочно-информационные службы и ресурсы Интернета

2. Перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению (Постановление Правительства РФ от 5 марта 2001 г. №165)

Курс дистанционного обучения «Подготовка и продвижение проектов в благотворительные фонды и организации» предполагается использовать в двух направлениях.

Первое направление связано с его использованием в качестве предварительного дистанционного модуля при подготовке к очному семинару «Информационное обеспечение международного сотрудничества в области науки и образования».

Второе направление ориентировано на организацию текущего набора слушателей на программу очно-заочного обучения.

Опыт, приобретенный в ходе использования этого курса на ежегодных Всероссийских учебных семинарах «Информационное обеспечение международного сотрудничества в области науки и образования», дает возможность сформулировать следующие направления его развития:

Работа выполнена при частичной поддержке РГНФ (проект № 01-06-12012в) и программы Минобразования РФ «Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала».

ЛИТЕРАТУРА

1. Осипова Е.М., Чугунов А.В. Курс дистанционного тренинга «Подготовка и продвижение проектов в благотворительные фонды и организации» // Интернет. Общество. Личность. Новые информационно-педагогические технологии: Тезисы докладов 2-ой международной конференции ИОЛ-2000 /Институт «Открытое общество». СПб., 28 февраля - 3 марта 2000 г. СПб., 2000. С. 409.

2. К истории вопроса об информационном обеспечении международного сотрудничества // Санкт-Петербургский университет. 1999. № 17. С.30-31 (http:// www.spbumag.nw.ru/99/17/17.html).

3. Борисов Н.В., Осипова Е.М., Чугунов А.В. Об использовании технологий дистанционного обучения в дополнительном социально-гуманитарном образовании // Труды Всероссийской научно-методической конференции Телематика-2002. СПб., 3-6 июня 2002 г. СПб., 2002. С. 104-106.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Курс дистанционного обучения "Подготовка и продвижение проектов в благотворительные фонды и организации" / Арефьева А.Я., Осипова Е.М., Слободянюк В.Е., Чугунов А.В. // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 157-159.

Ориг. URL — http://imsconference2002.spbu.ru/02-r3f07.html