Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

ЭКОЛОГИЯ НАУКИ: ТОЧКИ НАПРЯЖЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ

А.В. Шкурко

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Нижний Новгород

Экология науки - условное обозначение области исследований, связанных с изучением внутренних и внешних взаимосвязей науки и окружающей среды (в т.ч. социальной, экономической и т.д.), выявлением научных и вненаучных факторов, позитивно или негативно влияющих на развитие науки, определением возможных путей преодоления возникающих при этом проблем. В современную эпоху особый интерес представляет экологическая ситуация в информационном пространстве науки.

Информационное пространство науки включает в себя, помимо собственно блоков научной информации, представленной в виде научных фактов, обобщений, гипотез, теорий, проблем, методов и т.д., закрепленных в определенных языковых формах, также механизмы и способы производства, обработки, распространения и использования научной информации, структуры, языки и институты, в которых она фиксируется, хранится и транслируется, а также каналы внутренней и внешней коммуникации, способы организации научного знания и поддержания институциональных форм, в которых существует наука и научные сообщества. На современном этапе базовой структурой, организующей информационное пространство науки, становятся информационные технологии, в т.ч. сетевые, и в частности - Интернет, которые оказывают активное, хотя и неоднозначное воздействие на научный процесс.

Формы воздействия ИТ на развитие науки, которые можно считать позитивными, довольно очевидны. Это и собственно новые технологические возможности для проведения научных исследований (например, использование методики распределенных вычислений с вовлечением огромного числа компьютеров, подключенных к Интернет или другой компьютерной сети), и значительно расширившиеся возможности для обмена знаниями и доступа к информации, ускорение ее обращения в научном сообществе, увеличивающее темпы НТП, и появление новых каналов научной коммуникации, и формирование нового типа научных сообществ - виртуальных, и новые, уникальные образовательные возможности, и общая демократизация науки. Но, с другой стороны, проблемы, сопутствующие благам технического прогресса, могут оказаться гораздо более серьезными и трудноразрешимыми, чем это представлялось до сих пор.

Одним из основных факторов, ухудшающих экологическую ситуацию в информационном пространстве науки, является элементарный количественный рост актуальной научной информации, спровоцированный в значительной мере именно формированием новой информационной среды, в которой отныне существует наука. Экспоненциальный рост релевантного эмпирического, теоретического и методологического материала, производимого и потребляемого в науке, чреват такими опасностями как: резкое сужение сферы компетентности исследователя, утрата интеллектуального контроля над объектом и самим процессом познания, сверхузкая специализация, невозможность следовать многим традиционным нормам и стандартам научной работы, утрата единого языка и взаимопонимания, и как следствие - нарушение внутринаучной коммуникации, размывание внутренних междисциплинарных и внешних институциональных границ науки.

Другой проблемой является возрастание информационного шума, информации, которая по формальным признакам считается научной, но на самом деле является абсолютно бесполезной, бессодержательной и неэвристичной. Такая информация, вполне благополучно существуя в информационной среде науки, затрудняет в то же время поиск действительно важного и существенного знания, перегружая и без того переполненные каналы, по которым перемещается научная информация. Традиционные фильтры отсева бросового материала в информационную эпоху становятся неэффективными. Проблема сохранения научной информации перешла из собственно научной в техническую плоскость. Ее сохранение зависит уже не столько от качества, актуальности и ценности информации, сколько от технической возможности ее сохранения (и доступности соответствующей услуги). Для знания информационные технологии сделали примерно то же самое, что для человеческого генофонда - современная медицина, позволяющая сохранять весь генетический материал, независимо от его ценности для эволюции и сохранения вида. Это делает уместным использование экологической терминологии для анализа обсуждаемой проблематики.

Согласно одной гипотезе [1], корни сегодняшней глобальной трансформации, фиксируемой множеством социологов, экономистов и философов, лежат в процессах, начавшихся еще в XIX веке и связанных с т.н. Кризисом Контроля, ставшим результатом индустриальной революции в сферах производства и транспорта. Ответом на этот кризис стала Революция Контроля, вызвавшая появление информационных технологий, изменение экономической структуры западного мира и сформировавшая в конечном итоге современное информационное общество. В соответствии с нашей гипотезой, в настоящее время мы находимся в фазе кризиса контроля самого информационного общества, одним из симптомов которого и являются «экологические» проблемы в информационной среде современной науки. Теряя информационный, интеллектуальный и социальный контроль над знанием, научное сообщество все больше познавательных функций возлагает на информационные технологии, переставая, таким образом, быть субъектом познания. Информационные технологии становятся протезными технологиями, символизируя приближение естественного человеческого разума к своим пределам. Дальнейшие перспективы в области познания целиком замыкаются на искусственных системах. Некоторые специалисты утверждают, что через 30 лет практически все существенные знания будут производиться автоматическими агентами практически без человеческого участия [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Beniger J.R. The Control Revolution: Technological and Economic Origins of the Information Society - Cambridge, L.: Harvard University Press, 1986.

2. Kurzweil R. The Age of Spiritual Machines: When Computers Exceed Human Intelligence - N.Y.: Viking, 1999.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Шкурко А.В. Экология науки: точки напряжения в информационную эпоху // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 135-136.

Ориг. URL — http://imsconference2002.spbu.ru/02-r2f37.html