Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Л.В. Городняя

ИСИ СО РАН им. А.П. Ершова
Новосибирск

При оценке производительности информационных систем (ИС) часто ограничиваются анализом эффективности, точнее прямым измерением скорости исполнения и объема памяти для хранения данных. Но при современном качестве оборудования такие характеристики не очень сложных систем слабо влияют на результативность применения ИС. На практике гораздо важнее уметь анализировать и сравнивать уровень устойчивости ИС к развитию операционных систем и оборудования, а также к агрессивным воздействиям со стороны сетевого окружения, сложность и трудоемкость восстановления функционирования ИС при неожиданных потерях информации, обустроенность оптимизации ИС по результатам исследования типовых методов ее применения, полноту использования подсистем и их комбинируемость с независимо разрабатываемыми компонентами.

Многие аспекты производительности ИС следует оценивать с учетом трудоемкости полного жизненного цикла их разработки и применения, причем включая разработку инструментария и компонент, а также применение имеющегося конструктива. Трудоемкость применения естественно сопряжена с характеристиками пользовательского интерфейса, его эргономикой и требованиями к квалификации персонала. Все это влияет на надежность запоминания рецептов, методы формирования навыков применения, четкость ориентировки в справочной подсистеме, точность реагирования оператора на цвет, рисунки, звук и другие оформительские элементы.

Погружение исследования и разработки методов оценки ИС в контекст активного обучения программированию создает перспективу формирования нового поколения квалифицированных специалистов в области развития и практического применения информационных технологий. Именно учебный процесс дает возможность систематически выстраивать, исследовать и сопоставлять гомогенные ряды из ИС общего назначения, отличающихся уровнем развития и производительности. Совмещение обучения программированию с исследованием производительности обучающих тренажеров образует базу для успешной профессионализации в области разработки и конструирования жизнеспособных информационных систем и ресурсов. Естественно, нацеленность на учебное применение вносит свои подходы к оценке ИС, требующие своего рода статистики, разноуровневой моделируемости целей обучения, настраиваемости на методы решения изучаемых задач, безопасности учебных экспериментов [1].

Методы активного обучения программированию дополнительно требуют доказуемости свойств используемых компонент, средств анализа и удостоверения результата информационной обработки, допрограммируемости учебных макетных образцов и используемых прототипов, реорганизуемости интерфейсов и взаимозаменяемости функционально эквивалентных средств, семантической разложимости постановок учебных задач, проектов их решения и программ их реализации. диагностичность учебной технологии программирования, упреждаемость стандартных социально-психологических проблем программирования и разработки проекта в команде. В этом плане для обучаемых важна понятность происходящего и обратимость управленческих решений. Многие трудности может смягчить методика оттеснения ненужного на первых шагах, грамотная документация и добротные примеры, упрощенные версии инструментов и концентричная организация изучаемого материала по уровням.

Фактической базой активного обучения программированию становится Интернет, что означает необходимость в абонентской службе, регулирующей совмещение проектных заданий при дистанционном взаимодействии группы, управление ходом обучения, профилактикой опасных длиннот в учебных разработках, фоновое исполнение вспомогательных работ по доступу к информационным ресурсам, получению компетентных консультаций и ведению смежных технологических процессов, таких как тестирование и пр.

Для оценивания характеристик, значимость которых малозаметна при стихийном программировании известных решений небольших учебных задач, требуется специальная обстановка для сопоставления исследуемых и вновь создаваемых компонент ИС с доступными аналогами. Инструментальная поддержка такого сопоставления может основываться на средствах и методах декомпозиция и трансформации программ, допускающих сохранение свойств ИС, а также их проверку на соответствие заданным спецификациям и сравнимость с аналогами. Создание такой обстановки сопряжено с конструированием и развитием ИС, поддерживающих исследование разных аспектов производительности сложных программных конфигураций, формируемых с целью улучшения их эксплуатационных характеристик. Предварительные эксперименты в этом плане начаты как проект ИС «Кристалл», нацеленной на организацию доступа к средствам и методам анализа и обеспечения практичных характеристик сложных систем и их компонент.

Развитие парадигм программирования достаточно объективно отражает практичность языковых понятий и реализационных структур, используемых при создании сложных систем. Сравнение исторически значимых, концептуальных парадигм с современными предложениями в области языков программирования и информационных технологий разработки информационных систем дают основу классификации исследуемого материала [2]. В рамках проекта ИС «Кристалл» предполагается специализировать ранее разработанную открытую ИС «ПАРАДИГМЫ», расширив ее компоненты, посвященные парадигмам современного и высокопроизводительного программирования, включая распределенные системы [3].

Результаты проекта полезны при углубленном изучении информатики и программирования, включая освоение теории программирования и изучение методов разработки экспериментальных систем на основе компьютерных сетей и многопроцессорных комплексов. Теоретические и экспериментальные исследования в области информатики в настоящее время претерпевают изменение системы понятий, используемой в практических информационных технологиях и образовательной сфере, что требует специальной аналитической работы, расширяющей пространство решений для сложных ресурсоемких задач [4,5].

Работа поддержана грантом РФФИ 02-07-90431.

ЛИТЕРАТУРА

1. Городняя Л.В. Информационно-инструментальная система анализа и преобразования программ // Оптимизирующая трансляция и конструирование программ. - Новосибирск, 1996. С. 33-40

2. Городняя Л.В. Парадигмы программирования в профессиональной подготовке информатиков // Проблемы специализированного образования. - Новосибирск, 1998. С. 115-124

3. Евстигнеев В.А., Городняя Л.В., Густокашина Ю.В. Язык функционального программирования SISAL // Интеллектуализация и качество программного обеспечения. - Новосибирск, 1994. С. 21-42

4. Городняя Л.В., Калинина Н.А. Компьютерная алгебра и функциональное программирование как базовые компоненты научного инструментария // Труды международной конференции «Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации, бизнесе» - Украина, Крым, май 2000 г. С.81-84.

5. Kalinina N.A., Gorodnjaja L.V. Computer algebra and Functional programmig in mathematics education // 6th IMACS International IMACS Conference on applications of computer algebra. June 25-28, 2000. P. 55.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Городняя Л.В. Подходы к оценке информационных систем // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 86-88.

Ориг. URL — http://imsconference2002.spbu.ru/02-r2f13.html