Научно-методическая конференция
«ИНТЕРНЕТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

ЭКСТРЕМИЗМ В ИНТЕРНЕТ. КАК ЧИТАТЬ ЭКСТРЕМИСТСКИЕ САЙТЫ?

Л.Л. Шпаковская, О.В. Карпенко

Европейский Университет в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург

Доклад основан на материалах исследования, посвященного поиску и анализу сайтов радикальной и экстремистской направленности в русскоязычном интернете. Проект был проведен по заказу Министерства образования РФ. Результаты проекта включали аналитические выводы о структуре и речевых приемах, характерных для сайтов экстремистской и радикальной направленности.

Несмотря на то, что законодательство дает определение понятия «экстремизм», оно не формулирует эмпирических индикаторов, которые бы позволили однозначно назвать то или иное действие, текст, организацию и т.п. экстремистским. Поэтому нам пришлось выработать следующие индикаторы, которые дают возможность отбирать сайты для нашего анализа. Таковыми являются, во-первых, наличие поляризованного взгляда на общество и мир в целом, т.е. наличие ярко выраженного деления на «мы»-группу и «они»-группу; во-вторых, наличие явных или скрытых призывов к насилию над представителями «они»-группы. Более того, в работе мы постарались отказаться от использования самого понятия «экстремизм», т.к. оно носит оценочный характер, часто используется как ярлык в политической борьбе. Взамен этого понятия мы использовали понятие «радикализм».

Среди радикальных сайтов, отвечающих вышеперечисленным критериям, были отобраны наиболее характерные, которые были подвергнуты глубинному анализу. Нами использовался следующий алгоритм описания сайтов:

1. Описание структуры сайта. Данный этап предполагал поверхностное описание частей и разделов, из которых состоит сайт. Здесь отмечались непосредственно сами разделы (статья автора, статьи, шрифты и т.п.). Особе внимание было уделено следующим разделам:

2. Глубинный анализ текстов, размещенных на сайте. На данном этапе анализа все тексты, размещенные на сайте, рассматривались как единый гипертекст сайта. В глубинном анализе особо выделялись агенты, действующие в тексте сайта. Таковыми могли быть исторические личности, абстрактные понятия (народ, нация, родина и проч.) или же вымышленные понятия (жидо-масонский заговор, мировая закулиса и проч.). Иначе говоря, агентами считались все понятия, которые действуют в тексте как персонажи, или как если бы они были людьми. Радикальные тексты обычно содержат поляризованный взгляд на общество, который предполагает наличие безусловно положительных агентов (которым приписывается весь набор положительных качеств) - членов «мы»-группы и противопоставленных им безусловно отрицательных агентов (которым приписываются все отрицательные качества) - членов «они». Таким образом мы стремились реконструировать картину мира, которую авторы сайта представляют читателям. Далее в анализе текстов выделялись характеристики, которые приписаны агентам и действия, которые они совершают.

3. Отдельно нами рассматривались общезначимые универсальные понятия (свобода, закон, нация, национализм, фашизм, права человека, демократия и т.п.). Обычно радикальные тексты содержат собственное определение данных понятий. Например, понятие социальной справедливости употребляется в тех случаях, когда она нарушена. Факт нарушения социальной справедливости усматривается в тех случаях, когда агенты, члены «мы»-группы, оказываются так или иначе притеснены. Такие понятия как «демократия» или «демократ» употребляется в кавычках, что также говорит о смещении приписываемого им смысла. Иначе говоря, все эти понятия перестают быть универсальными и общезначимыми и становятся сугубо контекстуальными и применимыми только к отдельным категориям людей.

4. Концепция истории и социального порядка. Радикальные сайты имеют собственный взгляд на историю и «правильный» социальный порядок. Обычно исторические события оцениваются отличным от общепринятого способом, благодаря чему появляется возможность критики существующего социального порядка, а также обоснование необходимости его изменения.

5. Стиль аргументации. Здесь нас интересовало то, какие аргументы и какого качества выдвигаются авторами сайта для доказательства своей позиции. Таковыми чаще всего являются естественно-научные аргументы (например, исследования неких ученых-биологов, подтверждающие превосходство белой расы), аргументы социальных наук (истории, психологии, социологии, экономики). Кроме того, авторы могут апеллировать к логике (например, обнаруживая нелогичные места в Библии) или «фактам» (в этом случае авторами проводится самостоятельное псевдонаучное исследование).

6. Способ формулирования проблем. Проблемы обычно формулируются в виде дилемм («либо они нас, либо мы их»), риторических вопросов, призывов, лозунгов, легко запоминаемых штампов.

Таким образом, данный доклад будет посвящен вопросам структуры и речевых приемов экстремистских или радикальных сайтов в русскоязычном интернете.

[Аннотация на английском языке]

Опубликовано: Шпаковская Л.Л., Карпенко О.В. Экстремизм в Интернет. Как читать экстремистские сайты? // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 63-64.

Ориг. URL — http://imsconference2002.spbu.ru/02-r1f27.html