Пользователи различных телекоммуникационных сетей осуществляют социальные коммуникации в среде, получившей название «киберпространство» или «виртуальная реальность». Термин «киберпространство» (cyber space) был впервые употреблен американским писателем Уильямом Гибсоном (William Gibson) в 1984 году в романе «Neuromancer» [1]. Термин описывает виртуальное пространство, в котором циркулируют электронные данные и осуществляются процессы электронной коммуникации.
По мнению автора настоящего доклада, с технической точки зрения понятия «киберпространство» и «виртуальная реальность» могут быть определены как некое обобщенное определение технических систем, в которых пользователям предоставляется информация в визуальной, слуховой и тактильной формах о среде, которая существует в форме данных, представленных в цифровом виде в компьютерных и аналогичных им устройствах.
С точки же зрения американского ученого Говарда Рейнгольда (Howard Rheingold), виртуальную реальность необходимо рассматривать «не как комплекс технологических решений, а как опыт человеческих коммуникаций в новой коммуникационной среде» [2]. Как считает исследователь из Германии Оскар Шмидтке (O. Schmidtke), под киберпространством понимается «область машинных процессов коммуникации, в которой коммуникационные процессы осуществляется настолько независимо, что коммуниканты освобождены от необходимости встречаться физически» [3].
Действительно, перечень используемых технических решений не может дать объяснений, почему пользователи при включении устройств уже готовы принять набор появляющихся на экране данных как новую среду для осуществления социальных коммуникаций и некий реально существующий мир. В этом мире технические артефакты не могут для пользователя заменить процессы когнитивного конструирования социального пространства.
Кроме того, для пользователей технические устройства имеют ценность не сами по себе, а как инструменты познания окружающего мира, осуществления процессов коммуникации, решения тех или иных задач. Как отмечал исследователь Павел Куртис (Pavel Curtis), хотя технические решения имеют огромное значение в появлении новых возможностей для коммуникации, в вопросах форм функционирования социальных структур в киберпространстве и многих других аспектах функционирования компьютерных сетей, однако, в конечном счете, не они определяют смысл существования киберпространства [4].
Автор предлагает осуществлять типологизацию киберпространства, основываясь на следующих принципах.
В настоящее время наиболее перспективным являются системы виртуального пространства, основанные на использовании абстрактных математических моделей, и вызвано это тем, что единого алгоритма понимания того, как функционирует мышление человека, не разработано.
Социальная система киберпространства представляется системой связей между социальными субъектами, к которым относятся виртуальные сетевые сообщества, отдельные пользователи и группы пользователей, самоопределяющиеся через отношения друг к другу (в том числе и через отношения к контенту, представленному в киберпространстве). Социальная система киберпространства имеет свою структуру, которая не определима через характеристики отдельных пользователей. Эта структура детерминирована процессами создания, распространения, потребления информации, нормами сетевой этики и процедурами взаимодействия с оффлайновыми структурами.
Основа связи, объединяющей пользователей телекоммуникационных сетей в социальную общность, всегда объективна. В применении к общности киберпространства это может быть: заинтересованность в бесперебойном функционировании инфраструктуры глобальных сетей, установлении единых технических стандартов передачи и приема информации, развития международных структур электронной коммерции, телеработы и т.д.
В отношении локальных общностей могут превалировать экономические интересы, связанные с расценками на подключение к компьютерным и сотовым сетям, вопросы свободы распространения информации, разнообразия информационных ресурсов и другие параметры объективной общественной реальности. Именно поэтому социальные общности в виртуальном пространстве объективны по своей природе и на них распространяется действие существующих в физическом мире законов развития социума (разумеется, с учетом специфики виртуального пространства).
Социальная общность киберпространства является формой общественной жизни людей, впервые в истории человечества носящей глобальный, наднациональный, надклассовый и надполитический характер. При этом локальные общности могут иметь национальную специфику, отражать особенности политических режимов своих стран. В сочетании космополитизма и национальных особенностей тех или иных виртуальных сетевых сообществ состоит одно из проявлений диалектичность социальных отношений в киберпространстве.
1. Gibson W. Neuromancer - L.: Gollancz. 1984.
2. Rheingold H. Virtual Reality. - L.: Mandarin, 1992. Р. 46.
3. Schmidtke O. Berlin in the Net: Prospects for Cyberdemocracy From Above and From Below / In R. Tsagarousianou (editor) Cyberdemocracy: Technology, Cities and Civic Networks. - L.: Routledge, 1998. Р. 81.
4. Curtis Р. Mudding: Social Phenomena in Text-Based Virtual Realities // Intertek. 1992 (Winter), vol. 3.3. Р. 26.
[Аннотация на английском языке]
Опубликовано: Бондаренко С.В. Социальная система киберпространства // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 14-15. Ориг. URL http://imsconference2002.spbu.ru/02-r1f05.html |